На двухпутных линиях
устраивают обгонные пункты.
Обгонным пунктом называется
раздельный пункт, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов и в
необходимых случаях перевод движения поезда с одного главного пути на другой,
т.е. отправление поезда по неправильному пути.
Обгонные пункты двухпутных
линий кроме главных путей должны иметь еще и приемоотправочные пути для обгона
грузовых и пригородных поездов попутными пассажирскими поездами.
Такие приемоотправочные пути
называются обгонными путями.
Количество обгонных путей
зависит от объема работ, т.е. от количества поездов на участке и удельного
веса среди них пассажирских и других поездов, имеющих более высокие скорости.
В зависимости от числа
приемоотправочных путей и их расположения применяются три схемы обгонных
пунктов: с поперечным расположением приемоотправочных путей (рис.9.11, а), со
смещенным (продольным или полупродольным) расположением путей (рис.9.11, б) и
с одним обгонным путем (рис.9.11, в, г).
Рис. 9.11. Схемы обгонных путей
Схема обгонного пункта с
поперечным расположением приемоотправочных путей является самой
распространенной. Она требует небольшой по длине станционной площадки и
обеспечивает одновременный обгон поездов обоих направлений при хороших условиях
наблюдения за входными и выходными горловинами.
Схемы обгонных пунктов с
продольным или полупродольным расположением обгонных путей применяются, когда
требуется облегчить условия разгона поездов после остановки их и обгона. В
этих схемах имеются более благоприятные условия для посадки и высадки
пассажиров, так как боковая и промежуточная платформы располагаются у главных
путей, а рядом с пассажирским зданием нет обгонного пути, на котором может
находиться обгоняемый грузовой поезд, как в предыдущей схеме.
Обгонные пункты с одним
обгонным путем между главными применяются при небольших размерах пассажирского
движения в трудных топографических условиях.
Пассажирские платформы
располагаются каждая сбоку соответствующего главного пути, что обеспечивает
безопасную посадку и высадку пассажиров.