Основным
назначением сортировочных станций является массовая переработка вагонов и
формирование поездов по установленному плану формирования технических
маршрутов.
За сортировочными
станциями закрепляются названия «Фабрики маршрутов», которые формируют сквозные
поезда, проходящие несколько технических (участковых и сортировочных) станций
без переработки, обеспечивая ускоренную доставку грузов на больших полигонах.
Схемы
сортировочных станций зависят от типа сортировочных устройств, объема работы,
взаимного расположения парков, главных путей и устройств локомотивного
хозяйства.
По техническому
оснащению сортировочные станции делятся на горочные и безгорочные.
Сортировочная
горка – это комплекс устройств, обеспечивающих расформирование составов с
использованием силы тяжести вагона. В зависимости от технического оснащения
сортировочной горки они подразделяются на механизированные, немеханизированные
и автоматизированные. Принцип работы горки заключается в том, что подготовленный
к расформированию состав из парка прибытия надвигают вагонами вперед на горб горки.
Отцепы по мере перемещения по элементам спускной ее части под действием
горизонтальной составляющей силы тяжести увеличивают скорость, отрываются от
расформировываемого состава и следуют на пути назначения.
Рис. 9.5. Схема сортировочной станции с двумя сортировочными системами и последовательным
расположением парков: ГП — главные пути; П1 и П2 — парки приема; С1 и С2 —
парки сортировки, О1 и О2 — парки отправления; СГ — сортировочные горки; ЛХ —
локомотивное хозяйство, ВД — вагоноремонтное депо, Эк - экипировочные
устройства, Тр — транзитный парк, РП — пункт текущего отцепочного ремонта
вагонов
Из-за разных
ходовых качеств отцепов, а также, чтобы повысить скорость роспуска составов,
необходимо регулировать скорости отцепов на горке.
В зависимости от
схемы путевого развития сортировочные станции бывают односторонние,
перерабатывающие вагоны четного и нечетного направлений, и двусторонние, где
одна система перерабатывает вагоны четного направления, а другая – нечетного.
По взаимному
расположению основных парков сортировочные станции делятся на три типа: с
последовательным, параллельным и комбинированным расположением парков.
При
последовательной схеме расположены сначала парк прибытия, за ним сортировочные
и отправочные парки.
Рис. 9.6. Схема односторонней сортировочной станции с
последовательным расположением парков (обозначения те же, что на рис. 5)
При параллельной
схеме станции все три парка: прибытия, сортировочный и парк отправления —
расположены параллельно.
При
комбинированной схеме сортировочных станций парки могут располагаться
параллельно или последовательно сортировочному парку, а также могут быть
частично объединены.