Железнодорожные
линии на определенном направлении разделяются на отдельные участки,
ограничивающиеся участковыми или сортировочными станциями.
Основное
назначение участковых станций — обработка транзитных грузовых и пассажирских
поездов, заключающихся в смене локомотивов или их осмотре и экипировке без
отцепки от поездов, в смене локомотивных бригад, техническом осмотре и безотцепочном
ремонте вагонов, коммерческом осмотре поездов для проверки правильности
погрузки и крепления грузов и их сохранности.
Кроме обработки
транзитных поездов участковые станции принимают, расформировывают, формируют и
отправляют участковые, сборные, вывозные, передаточные, а в необходимых случаях
и другие поезда.
Расстояние между
соседними участковыми станциями (длина участка) зависит главным образом от вида
тяги и способа обслуживания поездов локомотивами и составляет для размещения
основных депо 360—450 км, а оборотных — 180—250 км.
По этому
признаку участковые станции подразделяются на станции, имеющие основное или
оборотное депо.
Основное депо
наделено средствами, в состав которых входят парк локомотивов,
производственно-технические здания, сооружения и оборудование. В него входят
также и локомотивные бригады, которые включены в штат депо. Основные депо
включают все виды технического обслуживания и ремонта локомотивов,
обеспечивающих нормальную и безаварийную работу по вождению поездов на участках
их обращения.
Оборотное депо —
это депо, где производится оборот локомотивов на обслуживающих участках
обращения со сменой или без смены локомотивных бригад, которые к оборотному
депо не приписаны.
Рис. 9.3. Участковая станция поперечного типа (специализация парков по
«линиям»: ПЗ – пассажирское здание; ПО-1 – приемоотправочный парк для нечетных
поездов; ПО-2 – то же для четных поездов; С – сортировочный парк; ГД – грузовой
двор; ЛХ – локомотивное хозяйство (депо)
В пунктах
оборота и пунктах технического обслуживания локомотивов производится
технический осмотр и техническое снабжение локомотивов горючесмазочными
материалами, песком и т.д., а также обеспечивается отдых локомотивных бригад
между поездками. Для выполнения операций по приему, обработке и отправлению
поездов участковые станции имеют приемоотправочные парки.
Взаимное
расположение парков является основным признаком, по которому различают схемы
участковых станций.
Имеются
участковые станции с поперечным (рис. 9.3), продольным и полупродольным
расположением парков (рис. 9.4).
Рис. 9.4. Участковая станция полупродольного типа.
Участковые станции поперечного типа, как правило, устраиваются на
однопутных участках и имеют обычно один приемоотправочный парк, предназначенный
для приема, обработки и отправления транзитных поездов обоих направлений и
поездов своего формирования.
Разновидностью участковой станции с поперечным расположением
приемоотправочных парков является участковая станция в пункте стыкования разных
систем токов.
Участковые станции продольного типа применяются, в основном, на двухпутных
участках. Приемоотправочные парки для поездов различных направлений
размещаются на них последовательно. Благодаря этому исключаются пересечение
маршрутов следования встречных грузовых и пассажирских поездов, как на станциях
поперечного типа.
Для размещения
станции продольного типа требуется значительно более длинная станционная
площадка, чем поперечного типа.