Промежуточные
станции предназначены для приема, отправления и пропуска поездов, приема и
выдачи грузов, багажа и грузобагажа, обслуживания пассажиров.
На промежуточных
станциях, кроме того, осуществляется обслуживание подъездных путей,
формирование отправительских маршрутов с мест погрузки, оборот пригородных
составов.
Промежуточные
станции, на которых концентрируется грузовая работа железнодорожного участка,
называются опорными.
Схемы
промежуточных станций различают расположением при-емо-отправочных путей,
пассажирских и грузовых устройств как на однопутных (рис. 9.1, а, б, в), так и
двухпутных участках (рис. 9.2).
Различают три
основных типа промежуточных станций с расположением приемо-отправочных путей:
поперечным (см.
рис. 9.1, а);
продольным (см.
рис. 9.1, б);
полупродольным
(см. рис. 9.1, в).
Рис. 9.1. Схемы промежуточных станций: ПЗ – пассажирское здание, ГП –
грузовая платформа
Рис. 9.2. Схема промежуточной станции с продольным расположением
приемоотправочных путей: 1- 6 — приемоотправочные пути; 7 — вытяжной путь
Наиболее
распространенным типом промежуточной станции является станция с поперечным
расположением приемоотправочных путей, так как она занимает сравнительно
небольшую площадку, длина которой определяется длиной приемоотправочных путей
(850, 1050, 1250 м) и плюс по 300 м с каждой стороны для размещения горловины.
Грузовые
устройства могут располагаться со стороны пассажирского здания или со стороны,
противоположной пассажирскому зданию.
Если грузовые
устройства находятся со стороны пассажирского здания, то это удобно для
подвоза или вывоза грузов в сторону населенного пункта, расположенного обычно
со стороны пассажирского здания. Однако такой вариант возможен только при
незначительном объеме грузовой работы. С ростом погрузки и выгрузки развитие
грузовых устройств затруднено, что вызывает необходимость переноса ряда
грузовых фронтов на другую сторону станции рядом с крайним приемоотправочным
путем. Подача вагонов к местам погрузки и выгрузки в этом случае сопряжена с
пересечением главного пути.
Схема
промежуточной станции с расположением грузовых устройств со стороны,
противоположной пассажирскому зданию, более четко разделяет пассажирские и
грузовые операции и имеет благоприятные условия для развития грузовых
устройств, что отвечает требованиям концентрации грузовой работы и позволяет
осуществить превращение станции в опорную для выполнения грузовой работы на
участке. В этом случае промежуточная станция с малым объемом погрузки и
выгрузки закрывается для выполнения этих операций с переносом их на опорные
станции.
Промежуточные
станции с продольным расположением приемоотправочных путей требуют более
длинной станционной площадки, равной удвоенной длине приемоотправочных путей
плюс 800 м на размещение горловин. На этих станциях пути для приема и отправления
пассажирских и сборных поездов, а также грузовые устройства располагаются на
основной площадке против пассажирского здания.
Для
промежуточных станций с полупродольным расположением приемоотправочных путей
требуется меньшая длина станционной площадки, так как пути сдвинуты навстречу
друг другу.
Хотя
промежуточные станции с продольным или полупродольным расположением
приемоотправочных путей требуют более длинной площадки, они имеют существенные
преимущества перед станциями поперечного типа, а именно создаются лучшие
условия для безостановочного скрещения поездов встречных направлений на
однопутных участках, что увеличивает участковую скорость, а значит, и
пропускную способность участка.
На отдельных
промежуточных станциях могут также выполняться техническое обслуживание и
другие технические операции с поездами и вагонами.