9.1. Классификация станций, обгонных пунктов,
разъездов.
Железнодорожная станция – это пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок-участки. Она представляет собой комплекс сооружений , главным предназначением которых является обеспечение приёма, отправки, формирования и обслуживания пассажирских и грузовых поездов. Железнодорожная станция включает в себя несколько обязательных элементов: путевое хозяйство, путевое развитие, грузовое хозяйство, систему СЦБ, а также здания вокзала, перрона, и мосты для пешеходов.
По характеру работы станции делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские и грузовые. Станции, к которым примыкает не менее трех магистральных направлений, называются узловыми. В зависимости от объема и сложности работы станции подразделяются на классы. Станции, выполняющие большой объем работы и имеющие высокий уровень технического оснащения, относятся к внеклассным, затем следуют станции I, II, III, IV и V классов.
Станции имеют огромное значение в работе сети железных .дорог. Они являются основными производственно-хозяйственными единицами (предприятиями) транспорта, через которые осуществляется непосредственная связь железных дорог с клиентурой.
Около 3Д времени оборота вагона приходится на станции. Это значит, что здесь находятся основные резервы для ускорения оборота. Более 40 % стоимости новой железнодорожной линии-приходится на станции.
При проектировании станций должны быть соблюдены следующие основные
принципы: безусловное обеспечение безопасности движения; реализация потребной
пропускной способности; соблюдение комплексности проекта, т. е. учет интересов не только
железнодорожного транспорта, но и других отраслей народного хозяйства,
населенного пункта, других видов транспорта;
выполнение
требований охраны окружающей среды; выбор наиболее экономического решения;
обеспечение возможности дальнейшего развития.