8.8.
Расчеты укладки шпал и брусьев
Количество шпал на на
1 км и порядок их расположения по длине рельсового звена (эпюра укладки)
нормируется исходя из условий выравнивания давлений в балластном слое по его
глубине, а также обеспечения необходимой сопротивляемости рельсошпальной
решетки продольному и поперечному сдвигу. В результате экспериментальных и
теоретических исследований установлено, что при расстоянии между осями смежных
шпал 60 см (при эпюре 1600 шт/км) полное выравнивание
напряжений происходит на глубине около 75 см (больше нормативной) под подошвой
шпал.
Максимально е погонное сопротивление
ресошпальной решетки сдвигу в щебеночном балласте вдоль пути имеет место при
ширине шпального пролета 50-51 см. Поэтому
увеличение числа шпал более 2000 шт/км не
влияет на устойчивость пути против продольных смещений.
Указанные критерии, наряду с
экономическими соображениями, послужили основанием для назначения двух основных стандартных эпюр укладки шпал,
соответствующих 1840 шт/км (46 шпал в 25-метровом
звене) в прямых и кривых радиусом более 1200 м и 2000 шт/км (50 шпал на звене)
в кривых радиусом 1200 м и менее (на скоростных линиях при v>141 км/ч в
кривых радиусом 2000 и менее).
На путях 5-го класса допускается эпюра
шпал в прямых 1440 шт/км, а вкривых радиусом менее 650
м - 1600 шт./км (40 шпал на звене).
Для улучшения условий работы пути под
поездной нагрузкой в зоне рельсовых стыков стыковые шпалы сближаются друг с
другом. При всех эпюрах расстояния между осями стыковых шпал стандартные: 42 см
при рельсах Р65, Р75 и 44 см при рельсах Р50.
Расстояния между осями остальных шпал на
протяжении рельсового звена одинаковы и равны 54,6 см (эпюра 1840 шт./км) и
50,2 (2000 шт./км)
Назначенные расстояния между осями шпал
в соответствии с эпюрой должны удовлетворять следующим условиям:
прочность рельса при расчете на изгиб;
статический расчет давления на балласт и
основную площадку земляного полотна.
Статический расчёт рельса
на изгиб как неразрезной балки на сплошном упругом основании.
Число опор, вводимое в расчет рельса как
многопролетной неразрезной балки на упругих точечных опорах, ограничивается
условием, чтобы влияние наиболее удаленных грузов и реакций крайних опор на
величину изгибающего момента в рассматриваемом сечении было близко к нулю.
Из ряда опытов установлено, что это
влияние оказывается практически ничтожным при выделении участка рельса с 10-11
пролетами при сосредоточенной нагрузке по середине
участка балки.
(8.51)
в случае действия одичночной нарузки P и
(8.52)
(8.53)
в
случае действия системы грузов Рi.
Здесь µ - ординаты инфлюэнтных линий
изгибающего момента по середине шпального пролета в
середине рельсового звена и η – ординаты инфлюэнтных линий давления на
средние опоры рельса.
Значения η и µ приводятся в
таблицах в зависимости от относительных расстояний x/l и коэффициентов
l/γ,
где х – расстояние от груза до
рассматриваемого сечения;
l – расстояние между осями шпал;
γ – так называемый коэффициент
относительной жесткости рельса и опоры.
(8.54)
Здесь D – величина, характеризующая
упругие свойства шпалы и основания.
(8.55)
где С –
коэффициент постели шпал;
а – длина шпалы;
b – ширина нижней постели шпалы;
α – коэффициент изгиба шпалы,
равный
(8.56)
Статический расчет давления на балласт и
основную площадку земляного полотна.
Наибольшие давления на балластный слой
возникает непосредственно под подошвой шпалы и распространяется на некоторую
глубину в сечениях под рельсами.
Средняя величина давления
(8.57)
где α – коэффициент изгиба шпалы;
а и b – длина и ширина шпалы;
Q – давление на шпалу.
Напряжение σh в балласте на некоторой глубине h>15 см под
подошвой шпалы, а также напряжение. возникающее
нна основней площадке земляного полотна, определяют по формуле
(8.58)
где σh’ - напряжение, обусловленное давлением на
балласт от основной расчетной шпалы;
σh’’ - напряжение, обусловленное
давлением на балласт от одной шпалы, лежащей рядом с
расчетной;
σh’’’ - напряжение, обусловленное
давлением на балласт от другой соседней шпалы;
(8.59)
где - средняя величина напряжения в балластном
слое под расчетной шпалой на уровне подошвы шпалы;
m – коэффициент концентрации, равный
(8.60)
(8.61)
(8.62)
где:
(8.63)
σб’ и σб’’ –
среднее напряжение в балласте под соседними с
расчетной шпалами на уровне подошвы;
l – расстояние между осями шпал.