6.4
Определение оптимальной ширины колеи
Нормы ширины и уширения рельсовой колеи
охватывают понятия от минимально допустимой ширины колеи до максимально
допустимой.
Ширина колеи должна отвечать следующим
требованиям.
1. Обеспечивать
техническую возможность вписывания в кривую самого неблагоприятного экипажа, т.
е.
(6.10)
где S3
– ширина колеи при заклиненном вписывании; δmin – минимальный зазор между гребнем
колеса и рабочей гранью рельса (для вагонов δmin =5мм, для локомотивов δmin =7мм).
2. Ширина
колеи должна быть меньше максимально допустимой во избежание провала колесных
пар внутрь колеи.
. (6.11)
3. Ширина
колеи должна быть оптимальной, т. е. обеспечивать свободное вписывание тележек
массового вида экипажей (вагонов), а для длиннобазовых (локомотивов) –
принудительное
. (6.12)
При определении оптимальной ширины колеи
за исходную принимают схему свободного вписывания. На рис. 4.1 представлена
схема такого вписывания для трехосной тележки с учетом поперечных разбегов η1
крайних осей.
Для двухосной тележки принципиальная
схема сохраняется такой же (без средней оси). Точкой Ообозначен полюс вращения
тележки. При свободном вписывании он находится на задней оси, и внутреннее
колесо этой оси своим гребнем касается внутренней нити кривой, не
взаимодействуя с ней.
Оптимальная ширина колеи Sопт, мм, определяется по формуле
(6.13)
где qmax
– максимальная ширина колесной пары; fH – стрела изгиба, мм,
наружного рельса при хорде АВ=2(λ+b1); η1 – поперечный разбег колесной пары; 4 – допуск на
сужение колеи.
Величина стрелы fH определяется по формуле:
(6.14)
где λ – расстояние от полюса
вращения О тележки до геометрической оси первой колесной пары, равное в данном
случае длине жесткой базы L,мм; R – радиус кривой, мм; S – ширина колеи,(1520
мм); b1
– расстояние от оси первой колесной пары до точки касания гребня колеса с
рельсом, определяемое по формуле
(6.15)
где r– радиус колеса, мм; t – расстояние от поверхности катания до
точки прижатия гребня к боковой грани головки рельса (глубина касания),
принимается равным 10 мм; τ – угол наклона рабочей поверхности гребня
колеса к горизонту, равный для нового вагонного колеса τB=60o, для
локомотивных бандажей τЛОК=70o; S=1520 мм.
Значения параметров ходовых частей
подвижного состава L,r, η1представлены в лиетратуре.
Полученное значение оптимальной ширины
колеи Sопт
сравнивают с нормативным значением [S] (табл. 6.1). Если Sопт ≤ S,то принимают нормативную ширину
колеи. Иначе необходимо определить минимально допустимую ширину колеи.
Таблица 6.1 - Нормативная ширина колеи
План линии |
Ширина колеи [S], мм, при шпалах |
|
деревянных |
железобетонных |
|
Прямая Кривая R ≥ 350 м R = 349 … 300 м R ≤ 299 м |
1520 1520 1530 1535 |
1520 1520 1530 – |