С начала 50-х годов на
железных дорогах все шире внедряется бесстыковой путь, являющийся наиболее
прогрессивной и совершенной конструкцией. За счет устранения стыков снижается динамическое
воздействие на путь, существенно уменьшается износ колес подвижного
состава и сопротивление движению
поездов, что сокращает расход топлива и электроэнергии на тягу поездов. Резкое
сокращение числа стыковых скреплений за счет сварки отдельных звеньев в плети
дает экономию металла до 1,8 т на каждый километр пути, позволяет снизить
расходы на содержание и ремонт пути. Срок службы рельсов бесстыкового пути
возрастает примерно на 20 % по сравнению со стыковым, деревянных шпал—на , 8—
13 %, балласта (до очистки) — на 25 %, а затраты труда на текущее содержание
пути снижаются на 10- 30%. Сваривают рельсы электроконтактным способом на
стационарных или передвижных контактно-сварочных машинах.Минимальная длина
рельсовых плетей равна 250 м, однако при техническом обосновании и в коротких
тоннелях применяют и более короткие плети, но не менее 150 м. Между сварными
плетями укладывают две—четыре пары уравнительных рельсов длиной 12,5 м или
переменной длины (12,5; 12,46; 12,42; 12,38 м) для возможности сезонной
регулировки длины плетей перед летними и зимними периодами. Весь комплект
уложенных в путь уравнительных рельсов называется уравнительным пролетом.
Одна из основных особенностей бесстыкового пути состоит в том, что хорошо
закрепленные рельсовые плети при повышении или понижении температуры не
могут изменять свою длину. Из-за этого в них возникают значительные продольные
растягивающие или сжимающие силы, достигающие 100— 200 кН, которые в жаркую
погоду могут привести к выбросу пути в сторону, а в сильный мороз — к излому
плети с образованием опасного зазора. Поэтому бесстыковой путь обычно
укладывают на железобетонных шпалах с раздельным скреплением и щебеночном
балласте.
Рис 5.15 - Сварной стык, сваренный алюмо-термитным способом