Шпа́лы (нидерл. spalk — подпорка) — опоры для рельсов в виде брусьев. В железнодорожном пути обычно укладываются на балластный слой верхнего строения пути и обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей, воспринимают давление непосредственно от рельсов или от промежуточных скреплений и передают его на подшпальное основание (обычно — балластный слой, в метрополитене — бетонное основание).
При прокладке железной дороги Ливерпуль — Манчестер (англ. Liverpool and Manchester Railway) использовались каменные плиты служившие основанием для укладки рельсов. Позже появились деревянные шпалы, (причём именно дерево длительное время являлось наиболее распространённым материалом для шпал), а затем и другие типы шпал.
Деревянные шпалы
Порода древесины для шпал может быть разная
(например, красный клён или эвкалипт), в некоторых странах предпочитают дуб,
а в некоторых, в силу экономических причин, древесину хвойных пород,
преимущественно сосну, хотя такие шпалы более подвержены износу. Для
предотвращения гниения шпалы пропитывают антисептиками, чаще всего креозотом.
Деревянные шпалы обладают многими достоинствами: упругость, лёгкость
обработки, высокие диэлектрические свойства, хорошее сцепление с щебёночным
балластом, малая чувствительность к колебаниям температуры.
Важнейшим свойством является возможность уширения рельсовой колеи в кривых
радиусом менее 350 м.
Срок службы деревянных шпал (в зависимости от типа древесины, внешних
условий и интенсивности эксплуатации) составляет от 7 до 40 лет. Деревянные
шпалы в России изготавливают преимущественно из сосны, а также из ели, пихты, кедра,
хотя ранее проводились эксперименты по изготовлению шпал из дуба, лиственницы. Основная проблема деревянных шпал — тенденция
их загнивания в местах крепления к ним рельсов, и проблема с дальнейшей их
утилизацией.
Деревянные шпалы
изготавливаются по ГОСТ 78-2004.
v Шпала 1 типа, пропитанная — используется
для главных путей
v Шпала 2 типа, пропитанная — используется
для подъездных и станционных путей
Шпалы из дерева
подразделяются на три вида:
v обрезные (отёсанные со всех 4 сторон)
v полуобрезные (отёсанные только с 3 сторон)
v необрезные (отёсанные только сверху и снизу)
Ранее для тёски шпал
применялся топор-дексель (тесло).
Пропитка деревянных шпал
Пропитка шпал осуществляется
каменноугольными маслами, креозотом, либо антисептиками ЖТК для пропитки железнодорожных шпал. В
настоящее время в России пропитка осуществляется методом
«вакуум-давление-вакуум», этот метод нормирован ГОСТ.Для пропитки шпал
производители используют комплекс оборудования: автоклавы, сушильные камеры, котлы-парообразователи и
пр.
Пропитка древесины методом
«вакуум-давление-вакуум» обеспечивает наиболее глубокое проникновение защитного
средства и применяется для пропитки древесины, эксплуатируемых в тяжёлых
условиях: шпал, опор ЛЭП связи, свай, мостов и др. Древесина должна быть сухой
или подсушенной непосредственно перед пропиткой в том же автоклаве.
Метод ВДВ (вакуум-давление-вакуум) состоит из трёх операций (см рис 5.7):
1.
Начальный вакуум, при котором в древесине создаётся
разрежение.
2.
Жидкостное давление выше атмосферного. В древесину под
давлением вводят антисептик.
3.
Конечный вакуум, предназначенный при пропитке маслами
для снижения начального поглощения, а при пропитке водорастворимыми
антисептиками — для подсушки поверхности древесины.
1 2
3
Рис 5.7 –
Стадии обработки древесины методом ВДВ
С 1970-х в
СССР приобрели популярность шпалы из напряжённого железобетона, особенно удачным их использование оказалось на бесстыковом пути.
Рис 5.8 - Железобетонные шпалы
Железобетонные шпалы
представляют собой железобетонные балки переменного сечения. На таких балках
имеются площадки для установки рельсов, а также отверстия под болты
рельсошпального скрепления (при забивании в отверстия деревянных пробок
используются также костыльные и шурупные соединения). Железобетонные шпалы
изготавливаются с предварительным
натяжением арматуры.
Технология изготовления железобетонных шпал следующая: в специальную форму
помещаются струны арматуры, которым сообщаются растягивающие усилия. Затем под
действием вибратора форма заполняется бетоном. Когда бетон затвердевает,
напряжения со струн снимаются и форма разбирается. Такой способ изготовления
шпал придаёт им упругости и предохраняет шпалу от раскола под подвижным
составом.
Достоинства железобетонных
шпал: практически неограниченный срок службы вследствие высокой механической
прочности и неподверженности гниению, что обуславливает возможность повторного
использования шпал, а также использования на грузонапряжённых участках пути.
Недостатки: недостаточная жёсткость, большая стоимость и вес, возможность
усталостного разрушения бетона..
Стальные шпалы из гнутого стального профиля, являются относительно лёгкими
по весу. Такие шпалы иногда используются для временных подъездных путей, ветках
промышленных предприятий. Их преимущество в том, что они не подвержены гниению
и атакам насекомых, хорошо сохраняют ширину колеи, но при этом большим недостатком является то, что они
подвержены коррозии.
Стальные шпалы используются на железных дорогах Марокко, Алжира. Как
известно, в этих странах очень сухой климат (даже на побережьях).
Металлические шпалы применяются также в доменном и сталеплавильном
производстве на тех участках, где из-за высоких температур деревянные шпалы
горят, а в железобетонных шпалах происходит расслоение бетона. Кроме того,
металлические шпалы позволяют устраивать верхнее строение пути при повышенных
нагрузках на ось подвижного состава — до 60 тонн (нагрузки на ось
подвижного состава РЖД до 25 т).
Рис5.9 – Шпалы на блочном
основании
В некоторых случаях взамен
шпал применяются сплошные блочные основания в виде плит или рам выполненные из
железобетона или металла