5.3
Рельсовые скрепления и конструкция рельсовых стыков.
Рельсовый путь представляет
собой две непрерывные рельсовые нити, расположенные на определенном расстоянии
друг от друга. Это обеспечивается за счет крепления рельсов к шпалам и
отдельных рельсовых звеньев между собой. Рельсы к шпалам крепят с помощью
промежуточных скреплений, которые должны обеспечивать надежную и достаточно
упругую связь рельсов со шпалами, сохранять постоянство ширины колеи и
необходимую подуклонку рельсов, не допускать продольного смещения и
опрокидывания рельсов. При железобетонных шпалах они должны, кроме того,
обеспечивать электрическую изоляцию рельсов и шпал. Промежуточные скрепления
бывают трех основных видов: нераздельные, смешанные и раздельные.
При нераздельном скреплении
рельс и подкладки, на которые он опирается, крепятся к шпалам одними и теми же
костылями или шурупами, а при смешанном скреплении подкладки, кроме того,
крепятся к шпалам дополнительными костылями. Смешанное костыльное скрепление с
клинчатыми подкладками с уклоном 1:20 широко распространено на дорогах нашей
страны. Его преимуществами являются простота конструкции, небольшая масса,
сравнительная легкость зашивки, перешивки и разборки пути. Однако такое
скрепление не гарантирует постоянства ширины колеи и способствует механическому
износу шпал.
Рис 5.4 - Промежуточные костыльные скрепления для деревянных шпал
(слева нераздельное, справа - смешанное): 1 — рельс, 2 — костыль, 3 —
подкладка, 4 — шпала
Рис 5.5 - Раздельное скрепление типа КБ для железобетонных шпал1 — клеммный прижимной болт, 2 — клемма, 3 — изолирующая втулка, 4 — закладной болт, 5 — анкерная шайба, 6 — прокладка, 7 — резиновая подкладка, 8 — подкладка металлическая, 9 — плоская шайба; 10 — шайба пружинная двухвитковая
При раздельном скреплении
рельс крепится к подкладкам жесткими или упругими клеммами и клеммными болтами,
а подкладки к шпалам — болтами или шурупами. Достоинствами раздельных скреплений
являются возможность смены рельсов без снятия подкладок, большое сопротивление
продольным усилиям, обеспечение постоянства ширины колеи. Поэтому постепенно
переходят к нему, хотя оно несколько дороже и сложнее по конструкции Кроме
того, раздельное скрепление не требует дополнительного закрепления пути от
угона и дает снижение эксплуатационных расходов по сравнению с другими видами
скреплений.
Соединение рельсовых звеньев
между собой осуществляется с помощью стыковых скреплений, основными элементами
которых являются накладки, болты с гайками и пружинные шайбы. Стыковые накладки
предназначены для соединения рельсов и восприятия в стыке изгибающих и
поперечных сил. Двухголовые накладки изготовляют из высокопрочной стали и
подвергают закалке. Болты, как и накладки, должны обладать высокой прочностью.
Под их гайки для обеспечения постоянного натяжения подкладывают пружинные
шайбы. В последнее время переходят на применение шестидырных накладок.
По расположению относительно
шпал различают стыки на весу, на шпалах и на сдвоенных шпалах. В качестве
стандартных приняты стыки на весу, обеспечивающие большую упругость и удобство
подбивки балласта под стыковые шпалы.
Так как с изменением
температуры длина рельсов меняется, между торцами рельсов в стыках оставляют
зазор, наибольшая величина которого во избежание сильных ударов колес
подвижного состава не должна превышать 21 мм. Каждой температуре рельсов
соответствует определенный стыковой зазор:
lз=γlр(tmax-t) (5.1)
где: γ - коэффициент линейного расширения стали; lр - длина
рельса, м; tmax - наибольшая температура в данной местности; t -
температура укладки рельса.
Рис 5.6 - Поперечный разрез изолирующего стыка: а — с объемлющими металлическими накладками, б — клееболтового, 1 — рельс, 2 — накладка, 3 — прокладка боковая, 4 — планка и < фибры или полиэтилена под болты, 5 — стопорная планка, 6 — втулка, 7 — изолирующая прокладка нижняя, 8 — подкладка, 9 — болт стыковой, 10 — гайка, 11 — шайба, 12 — изоляция из стеклоткани, пропитанной эпоксидным клеем, 13 — изоляция на болте
Для возможности некоторого
перемещения концов рельсов в стыках болтовые отверстия в рельсах делали
овальными (больший диаметр вдоль рельса) или круглыми, но большего диаметра,
чем болты. Вновь выпускаемые рельсы имеют круглые отверстия, что повышает
прочность рельсов и упрощает технологию их изготовления. На линиях с
автоблокировкой на границах блок-участков устраивают изолирующие стыки, чтобы
электрический ток не мог пройти от одного из соединяемых рельсов к другому.
Существует два типа изолирующих стыков: с металлическими объемлющими накладками
и клееболтовые. В стыках первого типа изоляцию обеспечивают постановкой
прокладок и втулок из фибры, текстолита или полиэтилена. В стыковом зазоре
также ставится прокладка из текстолита или трикопа, имеющая очертания рельса. В
последнее время все шире применяются клееболтовые стыки, в которых
металлические стыковые накладки, изолирующие прокладки из стеклоткани и болты с
изолирующими втулками склеиваются эпоксидным клеем с концами рельсов в
монолитную конструкцию.