Рельсы (от мн. ч. англ. rails — от лат. regula — прямая палка, изобретены древними римлянами, начальная ширина между ними составляла 143,5
см.) — стальные балки
специального сечения, укладываемые на шпалах или
других опорах для образования, как правило, двухниточного пути, по которому
перемещается подвижной состав железнодорожного транспорта, городских железных дорог,
специализированный состав в шахтах, карьерах, крановое оборудование.
Рельсы для железнодорожного
транспорта изготавливаются из углеродистой стали. Наиболее распространены в СССР и странах СНГ рельсы следующих типов: Р50, Р65, Р75. Цифра в
обозначении примерно соответствует весу одного погонного метра рельса в килограммах.
Длина стандартного железнодорожного рельса, производимого рельсопрокатными
заводами в России, составляет 12,5; 25
или 50 метров.
Рис. 5.2 - Рельсовый стык
Ø Рельсы железнодорожные узкой колеи
(Р8, Р11, Р18, Р24) — предназначены для укладки на железных дорогах узкой
колеи и подземных путях шахт.
Ø Рельсы рудничные, для шахтных проводников
(Р33, Р38, Р43) — предназначены для звеньевого и бесстыкового пути
железных дорог широкой колеи и для производства стрелочных
переводов.
Ø Рельсы железнодорожные для путей промышленных
предприятий (РП50, РП65, РП75) — предназначены для укладки
на железнодорожных путях широкой колеи и стрелочных переводов промышленных
предприятий.
Ø Рельсы крановые (КР70, КР80, КР100,
КР120, КР140) — предназначены для прокладывания подкрановых путей
подъёмных кранов.
Ø Рельсы железнодорожные (Р50, Р65,
Р75) — предназначены для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог
широкой колеи и для производства стрелочных переводов.
Ø Рельсы рамные (РР65) —
предназначены для изготовления соединений и пересечений железнодорожного пути.
Ø Рельсы контррельсовые (РК50, РК65,
РК75) — применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути.
Ø Рельсы остряковые (ОР43, ОР50, ОР65,
ОР75) — применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного
пути. ОР43 применяется для изготовления стрелочных переводов железнодорожных
путей промышленных предприятий и круговых рельсов опорно-поворотных устройств экскаваторов.
Ø Рельсы трамвайные желобчатые
(Т58, Т62) — предназначены для укладки на трамвайных
железных дорогах.
Ø Рельсы усовиковые (УР65) —
предназначены для изготовления железнодорожных крестовин с непрерывной
поверхностью катания.
Классификация
железнодорожных рельсов
В
России производство железнодорожных рельсов, предназначенных для звеньевого и
бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов,
регламентируется ГОСТ 18267-82.
Рельсы
железнодорожные подразделяют:
v по
типам:
Р50; Р65; Р65К (для наружных нитей кривых участков пути); Р75;
v по
категориям качества: В — рельсы термоупроченные высшего
качества; Т1, Т2 — рельсы термоупрочненные; Н — рельсы
нетермоупрочненные;
v по
наличию болтовых отверстий: с
отверстиями на обоих концах; без отверстий;
v по
способу выплавки стали: М —
из мартеновской стали, К — из конвертерной стали; Э — из
электростали;
v по виду
исходных заготовок: из
слитков; из непрерывно-литых заготовок (НЛЗ);
v по
способу противофлокенной обработки: из вакуумированной стали;
прошедшие контролируемое охлаждение; прошедшие изотермическую выдержку.
Контррельс, или охранный
рельс — устройство на железной дороге
для предотвращения схода поездов с рельсов, а также для корректировки направления движения
колёсной пары при прохождении стрелочного перевода. Представляет собой
дополнительный рельс, установленный внутри колеи рядом с основным рельсом,
который входит в соприкосновение с колесом в случае его отклонения от
траектории и удерживает его в заданном пространстве.
Контррельсы устанавливаются на
кривых малого радиуса для обеспечения безопасности проходящего по ним поезда, а
также для уменьшения подреза гребней колёсных пар и бокового износа у рельсов
наружной нити.
Также контррельсами для
безопасности оборудуют мосты. Делается это для того, чтобы тележки вагона в
случае схода с рельсов не могли провернуться и пойти в сторону.
Контррельс был также предложен на
скоростных железных дорогах Японии синкансэн
для предотвращения схода поездов с рельсов в случае подземных толчков при землетрясениях.
Представляет собой стальную полосу на 17,4 сантиметра выше обычного рельса,
установленную на внутренней стороне полотна так, что один из ряда колёс состава
фиксируется с двух сторон.
Рис 5.3 - Профиль рельсов
Таблица 5.1
Значение размера для типа рельса, мм |
||||
Р 50 |
Р 65 |
Р 65К |
Р 75 |
|
Высота рельса, H |
152 |
180 |
181 |
192 |
Высота шейки, h |
83 |
105 |
105 |
104,4 |
Ширина головки, b |
72 |
75 |
75 |
75 |
Ширина подошвы, В |
132 |
150 |
150 |
150 |
Толщина шейки, е |
16 |
18 |
18 |
20 |
Высота пера, т |
10,5 |
11,2 |
11,2 |
13,5 |
Таблица 5.2
Допускаемое отклонение размера и формы поперечного
сечения для типа и
категории рельса, мм |
|||||||||||
Р50 |
Р65, Р75 |
Р65К |
|||||||||
В |
Т1, Т2, Н |
В |
Т1, Т2, Н |
В |
Т1, Т2, Н |
||||||
Ширина головки, b |
± 0,4 |
± 0,5 |
± 0,5 |
± 0,5 |
± 0,4 |
± 0,5 |
|||||
Ширина подошвы, В |
± 0,8 |
± 1,0 |
± 0,8 |
± 1,0 |
± 0,8 |
± 1,0 |
|||||
Толщина шейки, е |
± 0,4 |
+ 0,8 |
± 0,4 |
+ 0,8 |
± 0,4 |
+ 0,8 |
|||||
Высота рельса, Н |
+ 0,6 |
+ 0,8 |
± 0,6 |
± 0,8 |
± 0,6 |
+ 1,3 |
|||||
Высота пера, т |
± 0,5 |
+ 1,0 |
± 0,5 |
+ 1,0 |
± 0,5 |
± 1,0 |
|||||
Высота шейки рельса, h |
+ 0,3 |
+ 0,3 |
|||||||||
Отклонение формы поверхности катания головки от
номинальной (по оси симметрии) |
± 0,3 |
± 0,5 |
± 0,3 |
± 0,5 |
Не нормируется |
||||||
Выпуклость подошвы (равномерная) |
0,3 |
0,5 |
0,3 |
0,5 |
0,3 |
0,5 |
|||||
Вогнутость подошвы |
Не допускается |
||||||||||
Отклонение профиля от симметричности
(асимметричность) |
± 1,0 |
± 1,2 |
± 1,0 |
± 1,3 |
± 1,0 |
± 1,3 |
|||||