5.2 Рельсы и контррельсы

Рельсы (от мн. ч. англ. rails — от лат. regula — прямая палка, изобретены древними римлянами, начальная ширина между ними составляла 143,5 см.) — стальные балки специального сечения, укладываемые на шпалах или других опорах для образования, как правило, двухниточного пути, по которому перемещается подвижной состав железнодорожного транспорта, городских железных дорог, специализированный состав в шахтах, карьерах, крановое оборудование.

Рельсы для железнодорожного транспорта изготавливаются из углеродистой стали. Наиболее распространены в СССР и странах СНГ рельсы следующих типов: Р50, Р65, Р75. Цифра в обозначении примерно соответствует весу одного погонного метра рельса в килограммах. Длина стандартного железнодорожного рельса, производимого рельсопрокатными заводами в России, составляет 12,5; 25 или 50 метров.

Описание: http://bits.wikimedia.org/skins-1.18/common/images/magnify-clip.png

Рис. 5.2 - Рельсовый стык

Ø Рельсы железнодорожные узкой колеи (Р8, Р11, Р18, Р24) — предназначены для укладки на железных дорогах узкой колеи и подземных путях шахт.

Ø Рельсы рудничные, для шахтных проводников (Р33, Р38, Р43) — предназначены для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог широкой колеи и для производства стрелочных переводов.

Ø Рельсы железнодорожные для путей промышленных предприятий (РП50, РП65, РП75) — предназначены для укладки на железнодорожных путях широкой колеи и стрелочных переводов промышленных предприятий.

Ø Рельсы крановые (КР70, КР80, КР100, КР120, КР140) — предназначены для прокладывания подкрановых путей подъёмных кранов.

Ø Рельсы железнодорожные (Р50, Р65, Р75) — предназначены для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог широкой колеи и для производства стрелочных переводов.

Ø Рельсы рамные (РР65) — предназначены для изготовления соединений и пересечений железнодорожного пути.

Ø Рельсы контррельсовые (РК50, РК65, РК75) — применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути. Описание: http://bits.wikimedia.org/skins-1.18/common/images/magnify-clip.png

Ø Рельсы остряковые (ОР43, ОР50, ОР65, ОР75) — применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути. ОР43 применяется для изготовления стрелочных переводов железнодорожных путей промышленных предприятий и круговых рельсов опорно-поворотных устройств экскаваторов.

Ø Рельсы трамвайные желобчатые (Т58, Т62) — предназначены для укладки на трамвайных железных дорогах.

Ø Рельсы усовиковые (УР65) — предназначены для изготовления железнодорожных крестовин с непрерывной поверхностью катания.

Классификация железнодорожных рельсов

В России производство железнодорожных рельсов, предназначенных для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов, регламентируется ГОСТ 18267-82.

Рельсы железнодорожные подразделяют:

v по типам: Р50; Р65; Р65К (для наружных нитей кривых участков пути); Р75;

v по категориям качества:  В — рельсы термоупроченные высшего качества; Т1, Т2 — рельсы термоупрочненные; Н — рельсы нетермоупрочненные;

v по наличию болтовых отверстий: с отверстиями на обоих концах; без отверстий;

v по способу выплавки стали: М — из мартеновской стали, К — из конвертерной стали; Э — из электростали;

v по виду исходных заготовок: из слитков; из непрерывно-литых заготовок (НЛЗ);

v по способу противофлокенной обработки: из вакуумированной стали; прошедшие контролируемое охлаждение; прошедшие изотермическую выдержку.

Контррельс, или охранный рельс — устройство на железной дороге для предотвращения схода поездов с рельсов, а также для корректировки направления движения колёсной пары при прохождении стрелочного перевода. Представляет собой дополнительный рельс, установленный внутри колеи рядом с основным рельсом, который входит в соприкосновение с колесом в случае его отклонения от траектории и удерживает его в заданном пространстве.

Контррельсы устанавливаются на кривых малого радиуса для обеспечения безопасности проходящего по ним поезда, а также для уменьшения подреза гребней колёсных пар и бокового износа у рельсов наружной нити.

Также контррельсами для безопасности оборудуют мосты. Делается это для того, чтобы тележки вагона в случае схода с рельсов не могли провернуться и пойти в сторону.

Контррельс был также предложен на скоростных железных дорогах Японии синкансэн для предотвращения схода поездов с рельсов в случае подземных толчков при землетрясениях. Представляет собой стальную полосу на 17,4 сантиметра выше обычного рельса, установленную на внутренней стороне полотна так, что один из ряда колёс состава фиксируется с двух сторон.

Рис 5.3 - Профиль рельсов

Таблица 5.1

Наименование размера поперечного сечения

Значение размера для типа рельса, мм

Р 50

Р 65

Р 65К

Р 75

Высота рельса, H

152

180

181

192

Высота шейки, h

83

105

105

104,4

Ширина головки, b

72

75

75

75

Ширина подошвы, В

132

150

150

150

Толщина шейки, е

16

18

18

20

Высота пера, т

10,5

11,2

11,2

13,5

 

Таблица 5.2

Наименование показателя

Допускаемое отклонение размера и формы поперечного сечения для типа и категории рельса, мм

Р50

Р65, Р75

Р65К

В

Т1, Т2, Н

В

Т1, Т2, Н

В

Т1, Т2, Н

Ширина головки, b

± 0,4

± 0,5

± 0,5

± 0,5

± 0,4

± 0,5

Ширина подошвы, В

± 0,8

± 1,0

± 0,8

± 1,0
- 1,5

± 0,8

± 1,0
- 2,0

Толщина шейки, е

± 0,4

+ 0,8
- 0,5

± 0,4

+ 0,8
- 0,5

± 0,4

+ 0,8
- 0,5

Высота рельса, Н

+ 0,6
- 0,5

+ 0,8
- 0,5

± 0,6

± 0,8

± 0,6

+ 1,3
- 1,0

Высота пера, т

± 0,5

+ 1,0
- 0,5

± 0,5

+ 1,0
- 0,5

± 0,5

± 1,0

Высота шейки рельса, h

+ 0,3
- 0,5

+ 0,3
- 0,7

Отклонение формы поверхности катания головки от номинальной (по оси симметрии)

± 0,3

± 0,5

± 0,3

± 0,5

Не нормируется

Выпуклость подошвы (равномерная)

0,3

0,5

0,3

0,5

0,3

0,5

Вогнутость подошвы

Не допускается

Отклонение профиля от симметричности (асимметричность)

± 1,0

± 1,2

± 1,0

± 1,3

± 1,0

± 1,3

 

Сайт создан в системе uCoz