5.1 Элементы верхнего строения пути.

Верхнее строение пути служит для направления движения подвиж­ного состава, восприятия силовых воздействий от его колес и пере­дачи их на нижнее строение. Верхнее строение пути представляет собой комплексную конструкцию, включающую балласт­ный слой, шпалы, рельсы и рельсо­вые скрепления, противоугоны, стре­лочные переводы, мостовые и пере­водные брусья. Рельсы, соединен­ные со шпалами, образуют рельсошпальную (путевую) решетку. При этом шпалы заглубляются в балластный слой, укладываемый на основ­ную,  площадку земляного полотна. Типы верхнего строения пути: 1)особо тяжелый (грузонапряженность более 50 млн. т ∙км/км в год); 2) тяжелый (25-50); 3)нормальный (до 25). БАЛЛАСТНЫЙ СЛОЙ.  Основным назначением балласт­ного слоя является восприятие дав­ления от шпал  и  равномерное распределение его на основную площадку земляного  полотна,  обеспечение устойчивости шпал под воздействием вертикальных и горизонтальных сил, обеспечение упругости подрельсового основания и возмож­ности выправки рельсошпальной; решетки  в плане и  профиле, отвод от нее поверхностных вод. Лучшим материалом для балласта является щебень из естественного камня, ва­лунов и гальки. ШПАЛЫ.  Шпалы являются основным ви­дом подрельсовых оснований  и слу­жат для восприятия давления от рельсов и передачи его на балласт­ный слой. Кроме того, шпалы пред­назначены также для крепления к ним рельсов и обеспечения постоян­ства ширины колеи. Шпалы должны быть прочными, упругими, дешевыми и обладать достаточным сопротивле­нием электрическому току. Материалом для шпал  служит дерево,  железобетон, металл. РЕЛЬСЫ. Рельсы предназначены для на­правления движения колес подвиж­ного состава, восприятия нагрузки, от него и передачи ее на шпалы. Кроме того, рельсы используются на участках с автоблокировкой как проводники сигнального тока, а при электротяге — обратного тягового тока. Материалом для рельсов служит высокопрочная углеродистая сталь. В зависимости от массы и попереч­ного профиля рельсы подразделя­ются на типы Р50, Р65 и Р75. Бук­ва Р  означает  «рельс»,   а   цифра—округленную массу 1 м в килограммах. Выбор типа рельса зависит от грузонапряженности линии, нагрузок и скоростей движения поездов.

Рис 5.1 - Элементы верхнего строения пути: 1 — рельсы, 2 — шпалы, 3 — промежуточные рельсовые скрепления, 4 — щебеночный балласт, 5 — песчаная подушка

 

Сайт создан в системе uCoz