4.7. Основные типы и конструкции мостов
Эстакады и путепроводы в большинстве случаев устраивают балочной и рамной систем. Реже применяют вантовую систему и лишь в отдельных случаях для путепроводов — арочную.
Эстакады и путепроводы балочно-разрезной системы имеют опоры, обеспечивающие передачу на грунт вертикальных давлений от двух опорных частей пролетных строений и горизонтальных усилий от тормозной или центробежной сил. В местах расположения деформационных швов от проезжающих автомобилей возникают удары, увеличивающие усилия и напряжения в сечениях пролетных строений. Этого недостатка лишены температурно-неразрезные пролетные строения, состоящие из разрезных балок, объединенных по всей длине непрерывной плитой проезжей части. Такие пролетные строения ио статической схеме занимают промежуточное положение между разрезными и неразрезными.
Эстакады и путепроводы с пролетными строениями балочно-не- разрезной системы наиболее удобны в эксплуатации и экономичны по расходу материалов. Температурные деформации и горизонтальные силы в таких системах воспринимаются более мощными, чем промежуточные опоры, устоями. При большой общей длине эстакад пролетные строения разделяют над промежуточными опорами деформационными швами на отдельные многопролетные секции длиной 60—80 м и более.
Иногда возводят эстакады и путепроводы с балочно-консольными пролетными строениями, являющиеся менее удобными в эксплуатации из-за наличия в проезжей части большого числа деформационных швов.
Достаточно часто неразрезные пролетные строения жестко соединяют с верхом опор, образуя многопролетную рамную систему. Протяженные рамные конструкции разбивают на независимо работающие секции. В путепроводах применяют часто однопролетные рамные системы с вертикальными или наклонными стойками, имеющими шарнирное или жесткое сопряжение с фундаментами.
В современных эстакадах и путепроводах находит применение Байтовая система, позволяющая перекрывать значительные по длине пролеты. По статической схеме вантовые конструкции являются комбинированными, так как содержат в своем составе гибкие элементы — ванты, а в уровне проезжей части — неразрезную балку жесткости.
В отдельных случаях бывают целесообразны арочные путепроводы, а также сводчатые конструкции под грунтовой засыпкой.
Пролетные строения эстакад можно подразделить по типу конструкции на плитные, ребристые и коробчатые. Плитные пролетные строения выполняют постоянной или переменной высоты, сплошного сечения, с продольными или поперечными пустотами. Ребристые пролетные строения имеют в поперечном сечении несколько ребер постоянной или переменной толщины, с нижним утолщением или без него. Коробчатые пролетные строения могут иметь одноконтурное, полуоткрытое или многоконтурное поперечное сечение.
В некоторых случаях пролетные строения выполняют в виде оболочек.
Опоры эстакад и путепроводов могут быть стоечными, столбчатыми, рамными и в виде стенок.
Стоечные опоры представляют собой одну или несколько стоек прямоугольного, круглого или другого сечения, поддерживающих пролетное строение в отдельных точках. Опирание стоек по концам может быть шарнирным или жестким.
Столбчатые опоры состоят обычно из одного столба сплошного или пустотелого сечения с круглой, эллипсовидной, многоугольной или другой формой.
Соединяя жесткие стойки с ригелем, образуют рамные опоры. Стойки рамных опор располагают вертикально или с наклоном, заделывая их жестко в фундамент. Возможно и шарнирное опирание рамных опор иа фундамент. Конструкция рамных опор во многом зависит от местных условий планировки. Иногда такие опоры выполняют несимметричными с консольными выступами.
Опоры в виде стенок распространяются в поперечном сечении эстакада или путепровода на всю их ширину или значительную часть. Если их толщина составляет менее 1/g ширины или высоты, то в расчетном отношении их можно рассматривать как балки-стенки. Опоры-стенки могут шарнирно или жестко соединяться с пролетными строениями и фундаментами. Часто шарнирное опирание достигается и при жесткой заделке стенок за счет их малой толщины и гибкости вдоль пролетов эстакады. Опоры-стенки выполняют прямоугольной, трапециевидной или другой формы. Их применяют обычно под неразрезные пролетные строения.
Возможны и другие типы опор, в которых комбинируют два основных типа или более.
Устои эстакад и путепроводов выполняют в виде железобетонных подпорных стен, и их конструкция не имеет существенных отличий по сравнению с концевыми опорами мостов.
Большое значение для назначения конструкции эстакады или путепровода имеет принятый способ их строительства. Часто хорошо отработанная технология и комплексное оборудование определяют экономическую целесообразность их применения перед менее материалоемкими, но более трудоемкими в изготовлении типами.
По способу изготовления конструкций железобетонных эстакад и путепроводов их можно разделить на монолитные, сборно-монолитные и сборные. Монолитные сооружения выполняют из бетона, укладываемого в опалубку непосредственно на месте строительства. Сборно-монолитные конструкции образуются из сборных элементов и монолитного бетона, объединяющего эти элементы в одно целое.
Сборные эстакады и путепроводы полностью выполняют из заранее изготовленных элементов. Монолитный бетон может использоваться и в этом случае для заполнения швов, стыков, но его объем в несколько раз меньше объема сборного.
Металлические эстакады и путепроводы монтируют из элементов заводского изготовления, применяя соединения на сварке или болтах.
Выбор способа производства работ по возведению сооружений зависит от местных условий планировки, наличия строительного оборудования, климатических условий и других факторов.
В конце XX в. в России строительство деревянных мостов на федеральных автомобильных дорогах практически приостановлено, велось лишь содержание существующих деревянных мостов, которые сохранились в основном на дорогах местного значения. По состоянию на 2004 г. деревянные мосты на федеральных дорогах Российской Федерации составляли не более 1,5 % всех мостов на всей территории. Однако на дорогах местного значения они, по-видимому, будут существовать еще долго, возможна и замена их новыми, более современными конструкциями.
На сельских дорогах в лесных регионах Российской Федерации по экономическим соображениям могут найти применение простейшие балочные разрезные мосты (рис. 4.33, а). Они имеют пролетные строения с несущими конструкциями в виде простых одноярусных, сложных и составных двух- и трехъярусных прогонов, поддерживающих проезжую часть. Эти мосты не требуют больших затрат материалов, имеют простую конструкцию, позволяющую индустриализировать процессы изготовления и возведения моста. При использовании простых прогонов мосты имеют пролеты 6...8 м, а при использовании составных прогонов или клееных балок — до 24 м.
При необходимости перекрытия больших пролетов по экономическим соображениям в нынешней России могут быть использованы более сложные балочные разрезные пролетные строения с несущими конструкциями в виде решетчатых ферм различных видов.
Пролеты до 24 м могут быть перекрыты пролетными строениями с ригельно-раскосными фермами (рис. 4.33, б) из бревен или брусьев с металлическими нагельными соединениями. Эти фермы не приспособлены для индустриального изготовления и механизированной сборки, поэтому мосты с фермами этого вида не перспективны.
Для перекрытия пролетов до 30 м могут быть применены и пролетные строения с фермами Гау—Журавского (рис. 4.33, в), об разуемыми из бревен или брусьев и металлических тяжей в растянутых стойках. Для обеспечения большей надежности и увеличения срока службы нижний и верхний пояс в фермах Гау—Журав- ского следует выполнять металлическими. Фермы Гау—Журавско- го приспособлены для заводского изготовления и индустриальной сборки.
Рис. 4.33. Основные виды балочных деревянных мостов: а — пролетные строения с различного вида прогонами; 6 — пролетные строения с ригельно-раскосными фермами; в — пролетные строения с фермами Гау—Журавского; г — пролетные строения с дощато-гвоздевыми фермами
В районах Сибири в настоящее время находят применение и пролетные строения с дощато-гвоздевыми фермами (рис. 4.33, г). Они проще при изготовлении, но менее долговечны, чем фермы Гау—Журавского. Их применяют в мостах, рассчитанных на ограниченный срок службы. Дощато-гвоздевые фермы позволяют сборку из блоков, изготовленных заранее в цехе или на площадке деревянных мостовых конструкций.
Простейшими деревянными мостами распорной системы являются подкосные мосты (рис. 4.34, а), имевшие в прошлом широкое распространение на автомобильных дорогах России. В настоящее время они не применяются, так как не приспособлены для индустриального строительства, но в ряде районов могут найти употребление по экономическим соображениям.
К распорным системам также относятся арочные и висячие мосты, которые встречаются на автомобильных дорогах. Арочные деревянные мосты (рис. 4.34, б) бывают целесообразны в горных районах. Деревянными арками можно перекрывать пролеты до 50 м, а при использовании клееных арок — и большие пролеты. Висячие мосты с деревянными балками жесткости, поддерживаемыми стальными канатами, применяют в горных районах для перекрытия препятствий, достигающих 80... 100 м.
В деревянных мостах применяются и комбинированные системы. Так, при пролетах до 60 м может быть использована конструкция, состоящая из балки жесткости в виде решетчатой фермы (рис. 4.34, в) и гибкой арки. Возможны также вантовые мосты с балками жесткости из различных деревянных элементов: ферм, коробок.
Рис. 4.34. Основные виды распорных деревянных мостов: а — подкосные; б — арочные; в — комбинированные
Дальнейшее развитие деревянных мостов в современных условиях возможно в районах, богатых древесиной, при условии использования конструктивных решений, приспособленных для индустриального изготовления и строительства. Необходимо решительно отказаться от конструктивных решений, не ориентированных на широкое применение средств механизации.
Основные конструкции мостов также были рассмотрены в разделах 4.1, 4.4 и в разделе «Основные положения».