4.3. Расчет отверстий водопропускных труб
Дорожные водопропускные трубы могут быть круглого и прямоугольного сечений. Согласно нормативным данным дорожные трубы имеют такие стандартные отверстия:
круглые — 0,75; 1; 1,25; 1,5 и 2 м;
прямоугольные: одноочковые — 2; 2,5 и 3 м; двухочковые — 2 х 2,2; 2 х 2,7 и 2 х 3,2 м.
Пропускная способность многоочковых (двухочковых, трехочковых) труб равна суммарной пропускной способности соответствующего количества одноочковых труб.
Гидравлический расчет дорожных водопропускных труб заключается в расчете входного и выходного участков.
Здесь приводятся расчеты для незатопленных труб, т. е. при hн.б. < 1,25 hк. При затоплении трубы (hн.б. > 1,25 hK) протекание потока в ней зависит от уровня воды в нижнем бьефе. Такие случаи возможны только при устройстве безнапорных труб, расположенных на участке подпора, что встречается редко, и поэтому не рассматриваются.
По режиму работы трубы разделяют на безнапорные, полунапорные и напорные.
Безнапорный режим бывает при соблюдении условия:
Н < 1,2hтр, (4.20)
где Н
— напор воды перед трубой; hтp —
высота (или диаметр) трубы.
При безнапорном движении поток имеет свободную поверхность по
всей длине трубы (рис. 4.13).
Рис. 4.13. Безнапорный режим
Полунапорный режим бывает при условии
Н > 1,2 hтр (4.21)
в этом случае вход в
трубу становится затопленным, за ним характерно наличие сжатого сечения с
глубиной меньше критической (рис. 4.14).
Рис. 4.14. Полунапорный режим
Напорный
режим бывает в трубах с
обтекаемыми оголовками, а также в случае применения специальных открылков к
необтекаемым оголовкам при двух условиях:
Н > l,4hтр и i<if. (4.21)
где i —
уклон дна трубы; if — уклон
трения.
При напорном режиме поперечное сечение по всей длине трубы полностью заполняется водой; в этом случае трубы обладают наибольшей пропускной способностью (рис. 4.15).
Рис. 4.15. Напорный режим
Безнапорные трубы (любой формы поперечного сечения) могут быть рассчитаны по формуле проф. А. А. Угинчуса:
, (4.22)
где m = 0,36 при Н < 0,6d и m = 0,335 при Н > 0,6d для раструбных оголовков; m = 0,305 — для воротниковых оголовков; m = 0,31 — для портальных оголовков;bk — средняя ширина потока в сечении с критической глубиной,
(4.23)
гдк Ho — полный напор (с учетом скоростного напора).
Отверстия безнапорных труб рассчитывают методом подбора на основании допускаемой скорости, исходя из предельной степени наполнения
(4.24)
которая определяется нормами.
Гидравлический расчет отверстий прямоугольных безнапорных труб проводится аналогично расчету отверстий малых мостов, так как в обоих случаях справедливы одни и те же расчетные схемы протекания потока в сооружении.
Учитывая, что отверстия труб должны быть стандартными, подбирать их можно по таблицам пропускной способности для круглых и прямоугольных труб, причем расход для последних приведен на 1 м ширины отверстия в м3/c.
Расчет отверстий безнапорных труб по этим таблицам производится подбором диаметра (d) или высоты трубы (hтр), напора воды перед трубой и скорости протекания потока для соответствующего расчетного расхода. Таблицы построены в предположении равенства уклонов трубы и критического для соответствующего расчетного расхода, заданного или установленного гидрологическими расчетами.
Полунапорные трубы рассчитывают по формуле Н. П. Розанова:
(4.25)
или для круглых труб с учетом уклона i:
(4.26)
где μ0 — коэффициент расхода для неплавных оголовков (воротниковые, портальные), μ0= 0,59—0,62, для более плавных (типа раструбного) μ0 = 0,65—0,67; η— отношение некоторой «определяющей» условной глубины к диаметру трубы; для неплавных оголовков η = 0,72—0,73; для более плавных η = 0,74.
Отверстия по данным формулам подбирают по допускаемой скорости течения.
При расчете полунапорных труб можно также пользоваться таблицами пропускной способности, которые позволяют быстро подобрать стандартные трубы.
Напорные трубы рассчитывают по формулам:
(4.27)
где η = 0,85; l — длина трубы;
(4.28)
Отверстия следует рассчитывать в зависимости от допускаемых скоростей течения методом подбора. Для облегчения расчета следует пользоваться таблицами пропускной способности труб, с помощью которых можно быстро подобрать стандартное отверстие трубы с обтекаемым оголовком.