4.1.Переходы через малые водотоки

Для перехода через малые водотоки используют малые водопропускные сооружения. К малым водопропускным сооруже­ниям относятся трубы, мосты длиной до 25 м, лотки, дюкеры, акведуки и фильтрующие насыпи. Эти сооружения размещаются на пересечениях же­лезной дорогой постоянно или периодически действующих водотоков.

Водопропускные трубы по форме сечения подразделяются на круглые (рис. 4.4, а) и прямоугольные (рис. 4.4, б). На существующих дорогах име­ется некоторое количество овоидальных труб. Применяют следующие типы труб: круглые железобетонные диаметром от 1 до 2 м, круглые из гофриро­ванного металла (рис. 4.5), прямоугольные железобетонные отверстием от 1 до 4 м и бетонные от 1,5 до 6 м.

Рис. 4.4. Типы железобетонных и бетонных труб (фасад и план):а — круглая с коническим входным звеном и раструбным оголовком, б — прямоугольная с раструбным оголовком с обратными стенками

Рис. 4.5. Металлическая гофрированная труба (двухочковая)

Малые мосты в зависимости от формы подмостового сечения подразде­ляются на два типа: с прямоугольным сечением (рис. 4.6, а, б) и с трапе­цеидальным (рис. 4.6, в). При строительстве новых железных дорог наибо­лее часто применяют сборные свайно- и стоечно-эстакадные железобетон­ные мосты (см. рис. 4.6, в).

Лотки закрытые и открытые, прямоугольного сечения отверстием 0,50— 0,75 м, преимущественно из железобетона, устраивают между шпалами для пропуска небольшого количества воды при высоте насыпи менее 1 м, не­достаточной для укладки труб.

Рис. 4.6. Типы малых мостов: а — с массивными устоями; б — с откосными крыльями; в — эстакадный с конусами

Дюкеры (рис. 4.7, а) пропускают небольшое количество воды при заре­гулированном стоке (преимущественно на мелиоративной сети) под низ­кими насыпями или мелкими выемками. Дюкеры сооружают для пропуска под железнодорожным путем потоков воды. Они представляют собой два колодца, расположенных с обеих сторон железнодорожного пути и соединенных трубой. Дюкеры устраивают при сооружении каналов, водопровода, канализации, когда обычную трубу проложить невозможно из-за расположения пути в неглубокой выемке.

Рис. 4.7. Схемы дюкера (а) и акведука (б)

Рис. 4.8. Фильтрующая насыпь: 1 — земляная часть; 2 — изоляция (геотекстиль) 5—10 см; 3 — фильтрующая часть; 4 — ук­репление основания; 5— свободная поверхность потока

При пересечении водотока дорогой в достаточно глубокой выемке мо­жет быть устроен акведук — своеобразный мост над дорогой, по пролетно­му строению которого протекает вода (рис.4.7,б).Фильтрующие насыпи, имеющие в своем теле прослойку из крупных камней (рис. 4.8), разрешается сооружать в исключительных случаях на линиях III и IV категорий при малом количестве притекающей воды (до 10 м3/с) и незначительном числе взвешенных частиц грунта в ней. При большем количестве воды строят комбинированные сооружения, состоя­щие из трубы и фильтрующей насыпи.

Каждый водоток, как правило, должен быть пропущен через отдельное сооружение. При камеральном трассировании места размещения водопропускных сооружений устанавли­ваются при сопоставлении продольного профиля с подробным планом трассы. На продольном профиле места размещения водопропускных соору­жений определяются понижениями местности, где имеются водотоки (точ­ки 1—5 на рис. 4.9). Пропуск вод близко расположенных один от другого водотоков через одно сооружение (например, водотоков 4 и 5 на рис 4.9)

Рис. 4.9. Положение водопропускных со­оружений на продольном профиле трассы

 

должен быть обоснован соответствующими расчетами, учитывающими за­траты на сооружение и содержание водоотводной канавы. При наличии вечномерзлых грунтов, селевого стока, лёссовидных грунтов и возможно­сти образования наледей такие решения не допускаются. В районах вечной мерзлоты на участках с просадочными при оттаивании грунтами водопро­пускные сооружения проектируют во всех естественных понижениях про­дольного профиля, а на слабосточных участках их следует предусматривать не реже чем через 500 м.

Рис. 4.10. Водосборы на карте в горизонталях: 1 — трасса дороги; 2 — водопропускные сооружения; 3 — лога; 4 — водоразделы

Территория, с которой атмосферные осадки стекают к водопропускному сооружению, называется водосбором или бассейном сооружения. Водосбор расположен с верховой стороны от трассы и ограничен по периметру ли­ниями водоразделов и полотном дороги (рис. 4.10). Линия, соединяющая наиболее пониженные точки водосбора, называется логом или руслом. Бо­ковые поверхности, ограниченные водоразделом и руслом, называются склонами водосбора. Для выбора типа и отверстия водопропускного сооружения необходимо прежде всего рассчитать сток с водосбора.

 

Сайт создан в системе uCoz