Основные положения

Трасса дороги, проходя по местности, пересекает различные препятствия: ручьи, овраги, реки, суходолы, горные хребты, ло­щины. Чтобы провести дорогу через такие препятствия устраи­вают трубы, мосты, тоннели и другие искусственные соору­жения.

Трубы представляют собой простейшие сооружения, способ­ные пропускать небольшие объемы воды, поэтому их устраивают при пересечении дорогой мелких ручьев или небольших времен­ных водотоков, как, например, оврагов и лощин, по которым стекает вода в период дождей и таяния снега. Труба проходит через тело насыпи так, что дорога над ней не прерывается (рис. 4.1,а) и проезжающие автомобили не испытывают никаких изменений в условиях движения.

Мосты служат для пересечения как крупных многоводных, так и более мелких рек. Перекрывая пересекаемое препятствие, мост прерывает земляное полотно дороги так, что автомобили проезжают по конструкции моста (рис. 4.1,б).

Тоннели применяют для проведения дороги сквозь толщу горного массива или же в городских условиях для пропуска под землей улиц (рис. 4.1, в) и пешеходных переходов. Бывают случаи устройства подводных тоннелей под реками, морскими заливами и проливами.

Рис. 4.1. Основные виды искусственных сооружений: а—труба; б—мост; в—тоннель; 1 — насыпь дороги (подхода к мосту); 2 — устой моста; 3 — пролетное строение моста; 4 — тоннель: .5 — парапет

В равнинной местности дороги пересекают преимущественно мелкие водотоки, поэтому преобладающее число искусственных сооружений на таких дорогах составляют трубы и малые мосты. Многоводные реки, требующие устройства больших мостов, встре­чаются сравнительно редко.

Большое число сложных и дорогих искусственных сооружений обычно требуется па горных дорогах. Кроме тоннелей, здесь не­редко необходимо устройство галерей (рис. 4.2,а), предохра­няющих дорогу от каменных и снежных лавин, а также балконов (рис. 4.2,б) и подпорных стенок, поддерживающих дорогу на крутых горных склонах. При пересечении глубоких лощин часто устраивают высокие мосты, называемые виадуками (рис. 4.2, в).

 

Рис.4. 2. Искусственные сооружения на горных дорогах: а—галерея; б—балкон; в—виадук; 1 — противообвальная галерея; 2 — балкон; 3 — виадук.

В зависимости от вида дороги и пропускаемых нагрузок раз­личают искусственные сооружения:

автодорожные — для пропуска всех видов транспортных средств, обращающихся по автомобильным дорогам; железнодорожные — для пропуска поездов;

городские — для автомобильного, трамвайно-троллейбусного и пешеходного городского движения; пешеходные — только для пешеходов;

совмещенные — для одновременного пропуска автомобиль­ного транспорта и железнодорожных поездов;

специального назначения — для пропуска трубопро­водов, кабелей и др.

Комплекс сооружений, устраиваемых для пересечения реки дорогой, называют мостовым переходом. В его состав входят: мост, подходы к мосту, регуляционные сооружения, на­правляющие водный поток, а также берегоукрепительные, ограж­дающие и другие устройства.

Каждый мост состоит из пролетных строений и опор (рис. 4.3, а). Пролетные строения имеют главные несущие элементы (балки, фермы, арки или др.), перекрывающие расстояние между опорами и поддерживающие проезжую часть моста с тротуарами и всеми вспомогательными конструкциями. Крайние опоры, рас­положенные в сопряжениях моста с насыпями подходов, называют устоями. Остальные опоры называют промежуточными, а массивные промежуточные опоры — быками.

 В зависимости от числа перекрываемых пролетов различают однопролетные и многопролетные мосты.

Если проезжая часть расположена по верху пролетных строений, то мост будет с ездой повер­ху (рис. 4.3, б); если же проезжая часть идет вдоль низа пролетных строений,— мост с ездой понизу (средний про­лет на рис. 4.3, а). Мосты с пониженной ездой или ездой посередине имеют проезжую часть, расположенную в пределах высоты пролет­ных строений (см. сред­ний пролет на рис. 4.3, б).

Рис. 4.3. Основные разновидности мостов: а—мост с ездой понизу; б—мост с ездой по середине; в— разводной мост; г—наплавной мост; д—путепровод; е—эстакада; 1 — насыпь подхода; 2 — конус насьши; 3 — устой; 4 — пролетное строение с ездой по­верху; 5 — пролетное строение с ездой понизу; 6 — промежуточная опора (бык); 7 -- фун­дамент опоры; 8 — пролетное строение с ездой-посередине; 9 — разводной пролет; 10 —плавучая опора

По материалу, из ко­торого сделаны пролет­ные строения, различают деревянные, каменные, бе­тонные, железобетонные и металлические мосты. Не­редки случаи, когда в од­ном мосту имеются и железобетонные и металлические пролетные строения.

По статической схеме главных несущих элементов пролетных строений мосты могут иметь следующие основные системы: балочную, арочную, рамную, висячую. Бывают также мосты, имеющие комбинированную систему, в виде сочетания двух простых систем, например балочной и арочной. В деревянных мостах встречается подкосная система в виде балки, подпер­той подкосами.

В зависимости от условий работы мосты могут быть следую­щих видов:

v  обычного типа (высокого уровня);

v  разводные;

v  наплавные.

Кроме того, к мостовым сооружениям относятся также путе­проводы и эстакады.

Мосты обычного типа или высокого уровня (высоководные) — это мосты, возведенные на такой высоте над рекой, чтобы свободно пропускать высокие паводки и не пре­пятствовать проходу судов или сплаву (см. рис. 4.3а,б). Низ про­летных строений таких мостов в судоходных пролетах должен возвышаться над расчетным судоходным горизонтом (РОГ) не менее, чем на высоту судоходного габарита для данной реки, а при отсутствии судоходства или сплава — не менее чем на 0,5—1,0 м над расчетным горизонтом высоких вод (ГВВ). Горизонтом высоких вод называют наивысший уровень воды в месте мостового перехода, определяемый по данным гидрологических наблюдений, из условия, чтобы вероятность более высокого горизонта не пре­вышала установленных нормами процентов. Средний уровень воды в летнее и зимнее время называют горизонтом межен­ных вод (ГМВ), или горизонтом межени. Конструкцию моста выше уровня межени называют надводной, а ниже ме­жени — подводной (фундаменты опор).

Основными размерами моста и его элементов являются: полная длина моста L между местами, где насыпи под­ходов сопрягаются с конструкцией моста:

отверстие моста, равное свободной ширине зеркала воды под мостом по уровню высоких вод L0 = ∑l0i, где l0i — расстояния в свету между опорами отдельных пролетов на уровне расчетного горизонта высоких вод;

высота моста Н от поверхности проезжей части до гори­зонта меженных вод;

свободная высота под мостом Н0 между низом про­летных строений и горизонтом высоких вод или расчетным судо­ходным горизонтом;

строительная высота h от поверхности проезжей части до самых нижних частей пролетного строения;

расчетные пролеты l — расстояния между центрами опорных точек отдельных пролетных строений.

Основные размеры моста устанавливают в процессе его проек­тирования, учитывая назначение моста и весь комплекс местных условий.

В некоторых случаях устраивают мосты, имеющие лишь неболь­шое возвышение над горизонтом меженных вод. Такие мосты, на­зываемые низководными, не способны пропускать высокие воды и при проходе паводков затопляются (затопляемые мосты), или же их приходится разбирать (разборные мосты). Низководные мосты применяют для кратковременной связи между берегами на время строительства постоянного моста или в других условиях.

Разводные мосты располагают на уровне, определяемом условиями проектирования проходящей по мосту дороги, недоста­точном для прохода под ним судов. Для пропуска судов тогда уст­раивают специальный разводной пролет с открывающимся (рис. 4.3, в) подъемным или поворотным пролетным строением. Не­достаток разводных мостов — неизбежность перерывов движения по мосту при разведенном пролете и невозможность пропуска судов при закрытом разводном пролете.

Наплавные мосты имеют плавучие опоры из понтонов или барж, поддерживающих опирающиеся на них пролетные строения (рис. 4.3, г). Наплавные мосты применяют на широких и глубоких реках, когда постоянные опоры оказываются очень дорогими и уст­ройство их не оправдывается ожидаемой интенсивностью движения по мосту. Наплавные мосты делают также для временной связи между берегами, например, на период постройки капитального моста. Для пропуска судов устраивают выводные секции. На время ледохода, а иногда на весь период ледостава, наплавные мосты разбирают.

На дорогах со слабым движением при пересечении крупных во­дотоков может быть применена паромная переправа. Такая переправа имеет пристани на обоих берегах реки и плавучий па­ром, циркулирующий между пристанями и служащий для пере­возки автомобилей и пешеходов.

Путепроводы служат для пропуска одной дороги над дру­гой (пересечение в разных уровнях). Путепроводы устраивают при взаимном пересечении двух автомобильных дорог (рис. 4.3, д) с ин­тенсивным движением, пересечении автомагистрали с городскими улицами или автомобильной дороги с железной дорогой. Конструкция путепровода во всех случаях не должна стеснять условий движения па пересекаемой дороге.

Эстакады представляют собой мостовую конструкцию, слу­жащую для пропуска дороги на некоторой высоте над поверхно­стью земли так, чтобы нижележащее пространство могло быть ис­пользовано для проезда или других целей (рис. 4.3, е). Эстакады часто устраивают в городах для пропуска скоростного автомобиль­ного движения, метрополитена, железной дороги над улицами, над площадями и даже над городской застройкой.

Искусственные сооружения—это ответственные и дорогостоя­щие элементы дороги. На автомобильных дорогах, сооружаемых в равнинных местностях, расходы на возведение искусственных со­оружений составляют около 10% от стоимости постройки дороги. В пересеченных и горных местностях, а также, когда трасса дороги встречает большое число рек, расходы на возведение искусствен­ных сооружений значительно возрастают. На современных скоро­стных автомагистралях, имеющих путепроводы во всех пересече­ниях с другими дорогами, а иногда и целые эстакадные участки, стоимость искусственных сооружений достигает 30% и более от общей стоимости дороги.

 

Сайт создан в системе uCoz