Вынутый при сооружении выемки грунт, не
используемый для сооружения насыпи в другом месте, укладывается за откосом
выемки с нагорной стороны в правильные призмы, называемые кавальерами. Для
перехвата и отвода притекающих к выемке поверхностных вод за кавальерами
сооружаются нагорные канавы, а на полосе между кавальером и бровкой откоса
выемки отсыпается банкет с поперечным уклоном в сторону от откоса для отвода
воды в забанкетную канаву. В неустойчивых грунтах, а также в стесненных
условиях вместо водоотводных канав и кюветов устраиваются лотки, которые могут
быть железобетонные, бетонные, каменные или деревянные, а по
форме—трапецеидальные (рис. 3.18), прямоугольные, полукруглые и треугольные.
Рис.3.18.-
Железобетоный лоток рамного типа: 1-железобетонные плиты,2-заполнение траншеи
песчаным балластом,3-железобетонные рамы сечение 10x10см,4-цементная стяжка,5-забивка
бетоном,6-песчано щебеночная подготовка,7-подготовка из бетона,8-дренажные
отверстия диаметром 2,5см
В пределах станций поверхностные воды
отводят поперечными и продольными водоотводами, которые в местах работы людей
делают закрытыми. На крупных станциях для продольного отвода воды прокладывают
коллекторы и канализационные трубы, а в районах с интенсивными осадками, кроме
того, устраивают ливневую канализацию. Для перехвата и отвода грунтовых вод от
земляиого полотна или понижения их уровня предусматриваются специальные
дренажные устройства, которые могут быть открытого типа в виде дренажных канав
или лотков или закрытого типа в виде подкюветных дренажей, дренажных галерей и
штолен.
При
отсутствии банкетов и забанкетных канав минимальное поперечное сечение кюветов
необходимо проверять расчетом на пропуск расчетного расхода воды согласно прил.
9 настоящего Пособия, а при необходимости увеличивать сечение за счет
углубления кюветов при сохранении минимальной ширины по дну.
Рис. 3.19. -
Железобетонный рамный лоток глубиной 1 м: 1 - железобетонная рама; 2 - засыпка
из песка крупного, средней крупности, гравелистого или гравия; 3 - закладная
железобетонная плита; 4 - дренажные щели; 5 - щебеночная подготовка; 6 -
асфальт; 7 - забивка пазух мятой глиной
Рис.3.20.
- Железобетонный лоток под железнодорожными путями: 1 - фундаментный блок; 2 -
гидроизоляция; 3 - блок железобетонного лотка замкнутого сечения; 4 - шпала; 5
- рельс; 6 - балластный слой
Полевые откосы кюветов следует
проектировать крутизной, равной крутизне откоса выемки, а откосы кюветов со
стороны полотна - не превышающими величин.
Продольный уклон кюветов следует
принимать равным уклону земляного полотна. В пределах выемок с продольным
уклоном менее 2 ‰ кюветы назначают с продольным уклоном 2 ‰. В точках
водораздела глубину кюветов разрешается уменьшать до 0,2 м при сохранении
ширины по дну.
Для отвода поверхностной воды при
отсутствии ливневой канализации следует предусматривать закрытые лотки или
дренажные устройства согласно указаниям СНиП 2.05.07-85, п. 2.67.
Лотки применяются в стесненных условиях,
где затруднено устройство открытых нагорных канав, а также при неустойчивых
откосах. Лотки устраивают в глубоких выемках, в пределах путевого развития
раздельных пунктов и междупутий для пропуска воды с одной стороны пути на
другую, перехвата уровня грунтовых вод и отвода их за пределы осушаемой
территории.
Нецелесообразно
применение лотков в случаях образования в них наледей и на пучинистых грунтах.
Рис.
3.21. Безраспорные секционные лотки: а - глубиной 0,2 м с глухими стенками; б -
то же, глубиной 0,85 м с дренажными отверстиями в стенках; в - блок
безраспорного лотка
Рамные лотки собираются из готовых рам,
закладных плит и покрытий, а также безраспорных секций, изготавливаемых из
железобетона (рис. 3.21).
Железобетонные рамные лотки
рекомендуется применять: при затруднительном устройстве открытой канавы или
кювета; при необходимости понижения уровня грунтовых вод или перехвата и отвода
их в водоприемник; при углублении кюветов в существующих глубоких выемках; при
нецелесообразности подрезки откосов выемки.
Минимальный продольный уклон дна лотка
0,002.
Междупутные лотки рассчитываются без
учета влияния временной нагрузки от подвижного состава. При устройстве лотков
большей глубины или расположении их в зоне нагрузок от поезда, а также на
крутых косогорах конструкцию лотков следует проектировать индивидуально.
Лотки безраспорные, секционные
(междушпальные) следует проектировать для отвода воды поперек пути и в случае
продольного стока воды вблизи зданий и сооружений, платформ и открытых
погрузочных площадок. Типы лотков приведены в серии 3.501-68 «Сборные
железобетонные междушпальные лотки на железнодорожных путях промышленных
предприятий», разработанной ПромтрансНИИпроектом и в Альбоме водоотводных
устройств на станциях (инв. № 984), разработанном Мосгипротрансом.
Лотки под путями устраиваются в случаях,
когда расходы воды превышают возможные для безраспорных лотков. Наибольшее
применение получили железобетонные лотки сечением 0,75 ´ 1,25 м (рис. 3.20),
устраиваемые на блочных железобетонных фундаментах, а при хороших
инженерно-геологических условиях - на щебеночной подготовке. Лотки могут сооружаться
под одним или несколькими путями.