19.1 Сеть железных дорог РБ и её связь с экономической инфроструктурой государства

Выгодное геополитическое расположение Республики Беларусь на перекрестке международных транспортных коридоров  предопределило роль ее железной дороги как одного из важнейших связующих звеньев в обеспечении торгово-экономических связей стран Европейского Союза в сообщении со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Сегодня Белорусская железная дорога - это современная, хорошо развитая транспортная система протяженностью  5,5 тыс. километров, из которых почти 900 километров электрифицировано. Протяженность однопутных участков составляет 3,9 тыс. километров, двухпутных – 1,6 тыс. километров. Перевозки осуществляются поездами массой до 7 тыс. тонн и длиной до 1500 метров.

Тарифная политика, проводимая Белорусской железной дорогой, является одним из наиболее значимых факторов, влияющим на сохранение существующих и привлечение дополнительных объемов грузовых перевозок и доходов от них и  направлена на стимулирование внутренних и международных торгово-экономических связей, поддержку социально-значимых перевозок, доступность жизненно важных транспортных услуг.

Большое внимание уделяется совершенствованию тарифных условий, в связи с чем проводится последовательная работа по проведению согласованной тарифной политики с соседними железнодорожными администрациями и стивидорными компаниями в портах.

Транзитные перевозки грузов являются ключевыми для железнодорожного комплекса Беларуси. На их долю приходится более трети общего объема перевозок. Основными транзитными грузами являются: уголь, нефтегрузы, химические и минеральные удобрения, черные металлы, химикаты, жмыхи. В настоящее время около 90% объема всех транзитных грузов по территории республики перевозится по фиксированным тарифным ставкам, уровень которых обеспечивает постоянную транспортную составляющую в цене товаров и повышает их конкурентоспособность на внешних рынках. Наибольшие объемы транзитных перевозок осуществляются в сообщении с Россией, Латвией, Польша, Литвой и Украиной. В течение последнего десятилетия на территории Беларуси сформирован ряд устойчивых железнодорожных направлений транзитных грузопотоков. Это, в первую очередь, перевозки российских и казахстанских внешнеторговых грузов через такие порты Балтийского моря как Калининград (Россия), Вентспилс (Латвия), Клайпеда (Литва) и т.д.

Важное значение также имеют перевозки в страны Европейского Союза и обратно по II Общеевропейскому транспортному коридор, который в соединении с Транссибирской магистралью образует кратчайший и наиболее оптимальный сухопутный маршрут для транспортировки внешнеторговых грузов в сообщении Европа - Китай - Европа.

При этом ответвление от Транссибирской магистрали в сторону Казахстана (Северный коридор) через Достык-Алашанькоу является наиболее привлекательным маршрутом для обеспечения грузовых перевозок стран Европейского Союза в сообщении с  Западным Китаем. Совместно с ОАО «Российские железные дороги» Белорусская железная дорога принимает участие в реализации проекта «Транссиб за 7 суток». Это позволит преодолевать расстояние от Дальневосточных морских портов и погранпереходов с Китаем  до Западных границ России за 7 суток, тем самым создав конкурентоспособные условия для привлечения евроазиатских товаропотоков на железнодорожный транспорт.

Белорусская железная дорога заинтересована участвовать в реализации проекта по ускорению продвижения грузов, в первую очередь в контейнерах по Транссибирской магистрали и готова активно участвовать в этом направлении на своей территории.

Достаточно перспективными являются перевозки в сообщении Север-Юг-Север, в том числе по IX Общеевропейскому транспортному коридору между странами Балтийского и Черного морей. Связующим звеном в направлении Балтийское море – Черное море являются организованные Белорусской, Украинскими железными дорогами и железными дорогами стран Балтии перевозки грузов ускоренными контейнерными поездами «Викинг» и «ZUBR».

Особое внимание в привлечении дополнительных грузопотоков с использованием элементов транспортной логистики уделяется работе по разработке конкурентоспособных транспортно-логистических схем, оптимизации плана формирования поездов и связанное с этим переключение транзитных грузопотоков с альтернативных маршрутов железных дорог соседних государств на маршруты с участием Белорусской железной дороги. Новые логистические схемы выгодны клиенту прежде всего тем, что позволяют минимизировать транспортную составляющую в цене товара за счет уменьшения транспортных затрат, сроков на доставку и тем самым увеличить эффективность его торгово-экономической деятельности.

На Белорусской железной  дороге постоянно проводится мониторинг, комплексный анализ и проработка организации новых перспективных перевозок грузов по международным транспортным коридорам.

Одним из основных аспектов повышения транзитной эффективности Республики Беларусь является оптимизация контроля за перемещением товаров через таможенную границу и сокращение сроков их таможенного оформления.

Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь совместно с Белорусской железной дорогой реализован упрощенный порядок таможенного оформления грузов перевозимых железнодорожным транспортом. Таможенные процедуры осуществляются с помощью современных информационных технологий, в том числе с использованием электронной цифровой подписи. Все это позволяет значительно ускорить документооборот, снизить количество задержек грузов на границе, обеспечивая их беспрепятственное продвижение по назначению.

Сегодня Белорусская железная дорога при организации грузовых перевозок в международном сообщении обеспечит не только сохранность перевозимых грузов и  установленные сроки доставки, а также:

предоставит услуги по оперативному информационному сопровождению;

осуществит таможенное оформление и декларирование грузов;

выполнит погрузочно-разгрузочные работы и взвешивание грузов на станциях;

организует длительное хранение грузов на открытых площадках и таможенных складах;

предоставит страховые услуги.

 

Сайт создан в системе uCoz