18.4. Приемка поездов и их обработка

Прием, отправление и пропуск поездов являются операциями, от точного выполнения которых в большей мере зависят бесперебойная работа железных дорог и безопасность движения.

О предстоящем прибытии поезда дежурный по станции получает информацию от соседней станции и поездного диспетчера. К приему поезда он готовится заблаговременно, для того чтобы не допустить его задержки. Поезд принимают на свободные пути, специально предназначенные для этой цели и указанные в техническо-распорядительном акте станции, и только при открытом входном сигнале. На отдельных станциях при длине пути, достаточной для установки двух моторвагонных поездов, разрешается разделять путь маршрут­ным светофором на два участка, на которые могут приниматься эти поезда. В необходимых случаях допускается прием подталки­вающих локомотивов, локомотивов без вагонов, восстановительных и пожарных поездов, вспомогательных локомотивов, снегоочистите­лей, дрезин несъемного типа, хозяйственных поездов и путевых машин на свободные участки станционных путей.

Готовясь к приему поезда, дежурный по станции прежде всего устанавливает, на какой свободный путь в соответствии с его спе­циализацией следует принять данный поезд. Свободность или заня­тости приемоотправочных путей он определяет по показаниям при­боров управления, графику исполненного движения, памятке заня­тости путей и другими способами. Затем готовит маршрут приема. На станциях, оборудованных централизацией стрелок и сигналов с электрической изоляцией приемоотправочных путей и управлением стрелками и сигналами из помещения дежурного по станции, произ­водит все операции по подготовке маршрута приема и открывает входной сигнал сам дежурный по станции или по его распоряжению в каждом отдельном случае сигналист. На станциях, где централи­зованными стрелками управляют с исполнительных постов, все рас­поряжения о подготовке маршрутов приема дежурный по станции передает дежурным сигналистам исполнительных постов и по пока­заниям приборов управления контролирует правильность выполнения своих распоряжений.

При приеме поезда на станции с ручным управлением стрелками маршрут подготавливают следующим образом.

Имея свободный путь для приема поезда, дежурный по станции вызывает по телефону всех старших дежурных стрелочных постов (или дежурных стрелочных постов там, где дежурство старших не предусмотрено), которые должны подготовлять маршрут, и дает им соответствующее распоряжение. По указанию дежурного по станции один из дежурных стрелочного поста в присутствии всех остальных у телефонов повторяет это распоряжение. Все остальные дежурные стрелочных постов подтверждают его словом «Верно». Убедившись, что распоряжение понято правильно, дежурный по станции отдает распоряжение «Выполняйте». Дежурные стрелочных постов немед­ленно приступают к выполнению задания. В приготовлении маршру­тов для приема поездов участвуют стрелочники районов и постов, расположенных как на входной горловине, так и в противоположном конце пути приема. Порядок действий при приготовлении маршрута, предусмотренный для станций с ручным управлением стрелками, обязательно соблюдается и на станциях с централизованными стрел­ками, управляемыми с исполнительных постов.

Если в районе стрелочного поста, участвующего в подготовке маршрута, производится маневровая работа с выходом на пути и стрелки приема поезда, то старший дежурный стрелочного поста перед приготовлением маршрута предупреждает руководителя ма­невров о предстоящем приеме поезда, и маневровая работа немед­ленно прекращается.

После выполнения задания по приготовлению маршрута и тща­тельной его проверки каждый старший дежурный стрелочного поста докладывает дежурному по станции о том, что маршрут подготовлен и путь свободен. На станциях, имеющих аппараты управления, по­зволяющие контролировать положение стрелок в заданном маршруте, дежурный по станции убеждается в правильности подготовки марш­рута также по показаниям этих аппаратов. На некоторых станциях дежурный по станции лично проверяет правильность подготовки маршрута и забирает у дежурных стрелочных постов ключи от за­пертых стрелок. Свободен ли путь приема, проверяют или дежурные стрелочных постов, проходя по пути, или дежурный по станции — по контрольным лампочкам аппаратов управления на станциях, оборудованных электрической изоляцией приемоотправочных путей, и другими способами. Убедившись, что маршрут подготовлен пра­вильно и путь свободен, дежурный по станции открывает входной сигнал и дает указание об этом старшему (или дежурному) стрелоч­ного поста, где расположено управление входным сигналом.

     Поезда принимают на станцию по открытому входному сигналу. Дежурному по станции запрещено открывать входной сигнал, не убедившись в том, что маршрут для приема поезда готов, стрелки заперты, путь приема свободен и маневры на стрелках маршрута приема прекращены. На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, входной сигнал открывает дежурный поездной дис­петчер.

Прием поезда при запрещающем показании или погасших основ­ных огнях входного сигнала не допускается.Поезда принимают на станцию при запрещающем показании входного сигнала только в следующих исключительных случаях: если невозможно открыть входной сигнал (из-за его неисправности), если поезд принимают на путь, не предусмотренный техническо-распорядительным актом, и невозможно открыть входной сигнал. Кроме того, при запрещающем показании входного сигнала допус­кается прием подталкивающих и вспомогательных локомотивов, восстановительных, пожарных и хозяйственных поездов, снегоочис­тителей, автодрезин несъемного типа и путевых машин (при выпол­нении работ с закрытием перегона) на определенные свободные участки станционных путей.

При запрещающем показании входного сигнала поезд принимают следующими способами:

1) по пригласительному (лунно-белому) сигналу; дежурный по станции, проверив, свободен ли путь и правильно ли подготовлен маршрут, снимает пломбу с кнопки пригласительного сигнала и держит ее нажатой, иначе пригласительный сигнал погаснет;

2) с проводником, которому дежурный по станции вручает спе­циальное разрешение: «Билет-проводник» и заранее посылает его к входному сигналу; во избежание задержки поезда у закрытого входного сигнала разрешение «Билет-проводник» вручают машинисту ведущего локомотива на ходу поезда; подобным образом принимают также поезда, прибывающие на станцию по неправильному пути, у которого нет входного сигнала;

3) по приказу дежурного по станции, передаваемому машинисту по специальному телефону, установленному у входного сигнала;

4)по приказу дежурного по станции, передаваемому машинисту по поездной радиосвязи;

5)по приказу дежурного поездного диспетчера (при диспетчер­ской централизации), передаваемому так же но поездной радиосвязи.

При всех этих способах приема поезда его скорость не должна превышать 20 км/ч и машинист обязан вести поезд с особой бди­тельностью и быть готовым немедленно остановиться, если встре­тится препятствие для дальнейшего движения. Машинист периоди­чески подает сигнал бдительности (один длинный и один короткий свисток локомотива).

При приеме поезда дежурные стрелочных постов охраняют под­готовленный маршрут и встречают поезд с установленными сигна­лами. При проходе поезда они обращают внимание на исправность вагонов, положение груза на открытом подвижном составе, наличие поездных сигналов и пр. и в необходимых случаях принимают меры для его остановки.

Дежурный по станции встречает каждый прибывший поезд, следя за его исправностью, наличием на нем сигнальных приборов и пра­вильностью показаний сигналов. На некоторых станциях, где по местным условиям дежурный по станции не может встречать поезда, их встречает сигналист, дежурный стрелочного поста или дежурный по парку. В прибытии поезда дежурный по станции убеждается лично, либо по докладу сигналиста или дежурной стрелочного вход­ного поста. Контроль прибытия поезда в полном составе может быть поручен дежурному по парку, дежурному по переезду, состави­телям поездов и другим работникам. Порядок контроля устанавливают и записывают в Техническо-распорядительном акте станции. На стан­циях участков, оборудованных диспетчерской централизацией, где нет дежурных по станции, и на станциях участков с автоблокировкой, где по местным условиям дежурный по станции не может встречать поезда и нет сигналистов, дежурных стрелочных постов и дежурных по паркам, прибытие поездов контролируют по показаниям приборов управления.

Прибывший поезд останавливают между доходным сигналом и пре­дельным столбиком пути приема, а там, где нет выходного сигна­ла, — между предельными столбиками. Время фактического прибы­тия поезда дежурный по станции отмечает в настольном журнале движения поездов и немедленно сообщает его дежурному станции отправления и поездному диспетчеру.

Общим условием при обработке всех прибывающих поездов является выполнение вспомогательных и подготовительных операций до прибытия поезда на станцию. Для этого должна быть организована предварительная информация станции о наличии в поездах свободных мест, количество от­гружаемого багажа и почты, необходимость ремонта вагонов или производ­ства других операций с прибывающими поездами.

Обработка транзитного поезда без смены локомотива включает в себя технический осмотр поезда, смену локомотивной бригады, сокращенное оп­робование автотормозов.Продолжительность стоянок при смене локомотивных бригад на стан­ционных путях без отцепки локомотива определяется в основном временем на приемку и сдачу локомотива бригадами и опробованием автотормозов. Приемка и сдача осуществляется одновременно двумя бригадами (прини­мающей и сдающей).Операции по посадке–высадке пассажиров, погрузке и выгрузке багажа и почты совмещаются с основной лимитирующей операцией – сменой локо­мотивных бригад. Департаментом управления перевозками установлены нормативы вре­мени на техническое обслуживание составов с пролазкой бригады и опробо­ванием электропневматического тормоза в зависимости от числа бригад ос­мотрщиков вагонов и числа вагонов в составе поезда.

Обработка транзитного поезда со сменой локомотива. В этом случае обработка транзитного поезда включает в себя следую­щие операции: посадка-высадка пассажиров, погрузка-выгрузка багажа и почты, отцепка и прицепка поездного локомотива, технический осмотр, оп­робование тормозов. На станции смены локомотива возможна также и частичная экипировка составов, включающая снабжение вагонов водой и топливом.

Обработка транзитного поезда с отцепкой (прицепкой) групп вагонов. Прицепляемая группа вагонов должна быть заранее подготовлена к от­правлению и поставлена на один из путей, смежных с путями приема поезда. Технический осмотр этих вагонов и проба тормозов от стационарной уста­новки осуществляется до прибытия поезда. В зависимости от расположения отцепляемой группы вагонов (в голове или хвосте) поезд обрабатывается по­ездным или маневровым локомотивами. Прицепка группы вагонов к составу может быть выполнена маневровым или поездным локомотивами.

Если вагоны, подлежащие отцепке, находятся в хвостовой части соста­ва, то поезд обрабатывается полностью маневровым локомотивом. При этом выполняются следующие операции:

- заезд локомотива за группой;

- отцепка вагонов и постановка их на один из соседних путей;

- заезд локомотива за подготовленной заранее прицепляемой группой и ее перецепка.

Если же отцепляемые вагоны находятся в голове поезда, то они могут отставляться на соседний путь прибывшим поездным локомотивом. Прицеп­ка группы вагонов к составу может быть выполнена маневровым или отправ­ляющимся поездным локомотивом. В таком же порядке выполняются опера­ции при перецепке вагонов от одного группового поезда к другому.

Обработка транзитного пассажирского поезда производится следую­щим порядком. По выходе с соседней станции оператор при ДСП извещает об этом диктора радиоузла и оператора ПТО, указывая номер поезда и пути приема для оповещения о прибытии поезда пассажиров и работников, участвующих в обработке поезда. Обработка транзитного поезда включает: технический осмотр, безотцепочный ремонт вагонов, посадку и высадку пассажиров, погрузку и вы­грузку почты, прицепку и отцепку прицепных вагонов.Дежурный парка прибытия делает запись в журнале формы ВУ-14, указывая номер поезда, путь приема, время предъявления (указывает время прибытия) и ставя свою подпись.

При одновременном прибытии нескольких поездов очередность их технического обслуживания устанавливает дежурный по станции. На основании информации, переданной по радио, бригада осмотрщиков выходит на пассажирскую платформу, прилегающую к пути приема, для встречи прибывающего поезда. Осмотр вагонов прибывающего на станцию поезда производится с ходу. Осматривая вагоны движущегося поезда, ос­мотрщики-ремонтники визуально и на слух выявляют неисправные редукторно-карданные приводы, дребезжание плохо закрепленных деталей, закли­ненные колесные пары. Номера вагонов, у которых обнаружены неисправно­сти, осмотрщики-ремонтники записывают в книгу предъявления вагонов к осмотру .После остановки поезда осмотрщик по тормозам получает от локомо­тивной бригады информацию о работе тормозов и о замеченных в пути сле­дования неисправностях вагонов. Техническое обслуживание вагонов производится одной или двумя бри­гадами осмотрщиков-ремонтников (четного и нечетного направлений).Осмотрщики-ремонтники, получив сообщение о подходе поезда, выхо­дят к пути его приема. Одна группа, в составе осмотрщика-ремонтника ваго­нов и осмотрщика-ремонтника по тормозам, направляется к месту предпола­гаемой остановки хвостовой части поезда и располагается по обе стороны поезда. Другая группа в таком же составе, как первая, располагается у места остановки головного вагона.После ограждения поезда установленным порядком осмотрщики-ремонтники головной и хвостовой групп приступают к осмотру и ремонту вагонов с двух сторон поезда, с головы и хвоста, двигаясь к середине состава.

Обнаруженные при осмотре неисправности в объеме текущего безот-цепочного ремонта устраняются осмотрщиками-ремонтниками за время сто­янки поезда. Если же неисправности устранить в поезде не представляется возмож­ным, тогда сменный мастер или старший осмотрщик уведомляет по телефону дежурного по парку или дежурного по станции о подаче вагона на путь ре­монта или в депо для выполнения безотцепочного ремонта.

По окончании технического обслуживания тормозов осмотрщики-ремонтники по тормозам, идущие со стороны машиниста, производят полное опробование тормозов от локомотива и сокращенное опробование электроп­невматических тормозов. После окончания полного опробования тормозов в поезде головной ос­мотрщик-ремонтник по тормозам составляет справку о тормозах формы ВУ-45 в двух экземплярах, один экземпляр вручается машинисту.

Сменный мастер или старший осмотрщик вагонов, получив сообщение об окончании технического обслуживания поезда, докладывает о готовности пассажирского поезда дежурному по парку, а тот докладывает дежурному по

станции. Осмотр и ремонт вагонов поездов с электроотоплением производится при разъединенных межвагонных высоковольтных соединениях между ло­комотивом и первым вагоном и опущенном пантографе.

 

Сайт создан в системе uCoz