18.4.
Приемка поездов и их обработка
Прием, отправление и пропуск поездов
являются операциями, от точного выполнения которых в большей мере зависят
бесперебойная работа железных дорог и безопасность движения.
О предстоящем прибытии поезда дежурный
по станции получает информацию от соседней станции и поездного диспетчера. К
приему поезда он готовится заблаговременно, для того чтобы не допустить его
задержки. Поезд принимают на свободные пути, специально предназначенные для
этой цели и указанные в техническо-распорядительном акте станции, и только при
открытом входном сигнале. На отдельных станциях при длине пути, достаточной для
установки двух моторвагонных поездов, разрешается разделять путь маршрутным
светофором на два участка, на которые могут приниматься эти поезда. В
необходимых случаях допускается прием подталкивающих локомотивов, локомотивов
без вагонов, восстановительных и пожарных поездов, вспомогательных локомотивов,
снегоочистителей, дрезин несъемного типа, хозяйственных поездов и путевых
машин на свободные участки станционных путей.
Готовясь к приему поезда, дежурный по
станции прежде всего устанавливает, на какой свободный путь в соответствии с
его специализацией следует принять данный поезд. Свободность или занятости
приемоотправочных путей он определяет по показаниям приборов управления,
графику исполненного движения, памятке занятости путей и другими способами.
Затем готовит маршрут приема. На станциях, оборудованных централизацией стрелок
и сигналов с электрической изоляцией приемоотправочных путей и управлением
стрелками и сигналами из помещения дежурного по станции, производит все
операции по подготовке маршрута приема и открывает входной сигнал сам дежурный
по станции или по его распоряжению в каждом отдельном случае сигналист. На
станциях, где централизованными стрелками управляют с исполнительных постов,
все распоряжения о подготовке маршрутов приема дежурный по станции передает
дежурным сигналистам исполнительных постов и по показаниям приборов управления
контролирует правильность выполнения своих распоряжений.
При приеме поезда на станции с ручным
управлением стрелками маршрут подготавливают следующим образом.
Имея свободный путь для приема поезда,
дежурный по станции вызывает по телефону всех старших дежурных стрелочных
постов (или дежурных стрелочных постов там, где дежурство старших не
предусмотрено), которые должны подготовлять маршрут, и дает им соответствующее
распоряжение. По указанию дежурного по станции один из дежурных стрелочного
поста в присутствии всех остальных у телефонов повторяет это распоряжение. Все
остальные дежурные стрелочных постов подтверждают его словом «Верно».
Убедившись, что распоряжение понято правильно, дежурный по станции отдает
распоряжение «Выполняйте». Дежурные стрелочных постов немедленно приступают к
выполнению задания. В приготовлении маршрутов для приема поездов участвуют
стрелочники районов и постов, расположенных как на входной горловине, так и в
противоположном конце пути приема. Порядок действий при приготовлении маршрута,
предусмотренный для станций с ручным управлением стрелками, обязательно
соблюдается и на станциях с централизованными стрелками, управляемыми с
исполнительных постов.
Если в районе стрелочного поста,
участвующего в подготовке маршрута, производится маневровая работа с выходом на
пути и стрелки приема поезда, то старший дежурный стрелочного поста перед
приготовлением маршрута предупреждает руководителя маневров о предстоящем
приеме поезда, и маневровая работа немедленно прекращается.
После выполнения задания по
приготовлению маршрута и тщательной его проверки каждый старший дежурный
стрелочного поста докладывает дежурному по станции о том, что маршрут
подготовлен и путь свободен. На станциях, имеющих аппараты управления, позволяющие
контролировать положение стрелок в заданном маршруте, дежурный по станции
убеждается в правильности подготовки маршрута также по показаниям этих
аппаратов. На некоторых станциях дежурный по станции лично проверяет
правильность подготовки маршрута и забирает у дежурных стрелочных постов ключи
от запертых стрелок. Свободен ли путь приема, проверяют или дежурные
стрелочных постов, проходя по пути, или дежурный по станции — по контрольным
лампочкам аппаратов управления на станциях, оборудованных электрической
изоляцией приемоотправочных путей, и другими способами. Убедившись, что маршрут
подготовлен правильно и путь свободен, дежурный по станции открывает входной
сигнал и дает указание об этом старшему (или дежурному) стрелочного поста, где
расположено управление входным сигналом.
Поезда принимают на станцию по открытому входному сигналу. Дежурному по
станции запрещено открывать входной сигнал, не убедившись в том, что маршрут
для приема поезда готов, стрелки заперты, путь приема свободен и маневры на
стрелках маршрута приема прекращены. На участках, оборудованных диспетчерской
централизацией, входной сигнал открывает дежурный поездной диспетчер.
Прием поезда при запрещающем показании
или погасших основных огнях входного сигнала не допускается.Поезда принимают
на станцию при запрещающем показании входного сигнала только в следующих
исключительных случаях: если невозможно открыть входной сигнал (из-за его
неисправности), если поезд принимают на путь, не предусмотренный техническо-распорядительным
актом, и невозможно открыть входной сигнал. Кроме того, при запрещающем
показании входного сигнала допускается прием подталкивающих и вспомогательных
локомотивов, восстановительных, пожарных и хозяйственных поездов, снегоочистителей,
автодрезин несъемного типа и путевых машин (при выполнении работ с закрытием
перегона) на определенные свободные участки станционных путей.
При запрещающем показании входного
сигнала поезд принимают следующими способами:
1) по пригласительному (лунно-белому)
сигналу; дежурный по станции, проверив, свободен ли путь и правильно ли
подготовлен маршрут, снимает пломбу с кнопки пригласительного сигнала и держит
ее нажатой, иначе пригласительный сигнал погаснет;
2) с проводником, которому дежурный по
станции вручает специальное разрешение: «Билет-проводник» и заранее посылает
его к входному сигналу; во избежание задержки поезда у закрытого входного
сигнала разрешение «Билет-проводник» вручают машинисту ведущего локомотива на
ходу поезда; подобным образом принимают также поезда, прибывающие на станцию по
неправильному пути, у которого нет входного сигнала;
3) по приказу дежурного по станции,
передаваемому машинисту по специальному телефону, установленному у входного
сигнала;
4)по приказу дежурного по станции,
передаваемому машинисту по поездной радиосвязи;
5)по приказу дежурного поездного
диспетчера (при диспетчерской централизации), передаваемому так же но поездной
радиосвязи.
При всех этих способах приема поезда его
скорость не должна превышать 20 км/ч и машинист обязан вести поезд с особой бдительностью
и быть готовым немедленно остановиться, если встретится препятствие для
дальнейшего движения. Машинист периодически подает сигнал бдительности (один
длинный и один короткий свисток локомотива).
При приеме поезда дежурные стрелочных
постов охраняют подготовленный маршрут и встречают поезд с установленными
сигналами. При проходе поезда они обращают внимание на исправность вагонов,
положение груза на открытом подвижном составе, наличие поездных сигналов и пр.
и в необходимых случаях принимают меры для его остановки.
Дежурный по станции встречает каждый
прибывший поезд, следя за его исправностью, наличием на нем сигнальных приборов
и правильностью показаний сигналов. На некоторых станциях, где по местным
условиям дежурный по станции не может встречать поезда, их встречает сигналист,
дежурный стрелочного поста или дежурный по парку. В прибытии поезда дежурный по
станции убеждается лично, либо по докладу сигналиста или дежурной стрелочного
входного поста. Контроль прибытия поезда в полном составе может быть поручен
дежурному по парку, дежурному по переезду, составителям поездов и другим
работникам. Порядок контроля устанавливают и записывают в
Техническо-распорядительном акте станции. На станциях участков, оборудованных
диспетчерской централизацией, где нет дежурных по станции, и на станциях
участков с автоблокировкой, где по местным условиям дежурный по станции не
может встречать поезда и нет сигналистов, дежурных стрелочных постов и дежурных
по паркам, прибытие поездов контролируют по показаниям приборов управления.
Прибывший поезд останавливают между
доходным сигналом и предельным столбиком пути приема, а там, где нет выходного
сигнала, — между предельными столбиками. Время фактического прибытия поезда
дежурный по станции отмечает в настольном журнале движения поездов и немедленно
сообщает его дежурному станции отправления и поездному диспетчеру.
Общим условием при обработке всех
прибывающих поездов является выполнение вспомогательных и подготовительных
операций до прибытия поезда на станцию. Для этого должна быть организована
предварительная информация станции о наличии в поездах свободных мест,
количество отгружаемого багажа и почты, необходимость ремонта вагонов или
производства других операций с прибывающими поездами.
Обработка транзитного поезда без смены
локомотива включает в себя технический осмотр поезда, смену локомотивной
бригады, сокращенное опробование автотормозов.Продолжительность стоянок при
смене локомотивных бригад на станционных путях без отцепки локомотива
определяется в основном временем на приемку и сдачу локомотива бригадами и
опробованием автотормозов. Приемка и сдача осуществляется одновременно двумя
бригадами (принимающей и сдающей).Операции по посадке–высадке пассажиров,
погрузке и выгрузке багажа и почты совмещаются с основной лимитирующей
операцией – сменой локомотивных бригад. Департаментом управления перевозками
установлены нормативы времени на техническое обслуживание составов с пролазкой
бригады и опробованием электропневматического тормоза в зависимости от числа
бригад осмотрщиков вагонов и числа вагонов в составе поезда.
Обработка
транзитного поезда со сменой локомотива. В этом случае
обработка транзитного поезда включает в себя следующие операции:
посадка-высадка пассажиров, погрузка-выгрузка багажа и почты, отцепка и
прицепка поездного локомотива, технический осмотр, опробование тормозов. На
станции смены локомотива возможна также и частичная экипировка составов,
включающая снабжение вагонов водой и топливом.
Обработка транзитного
поезда с отцепкой (прицепкой) групп вагонов. Прицепляемая
группа вагонов должна быть заранее подготовлена к отправлению и поставлена на
один из путей, смежных с путями приема поезда. Технический осмотр этих вагонов
и проба тормозов от стационарной установки осуществляется до прибытия поезда.
В зависимости от расположения отцепляемой группы вагонов (в голове или хвосте)
поезд обрабатывается поездным или маневровым локомотивами. Прицепка группы
вагонов к составу может быть выполнена маневровым или поездным локомотивами.
Если вагоны, подлежащие отцепке,
находятся в хвостовой части состава, то поезд обрабатывается полностью
маневровым локомотивом. При этом выполняются следующие операции:
- заезд локомотива за группой;
- отцепка вагонов и постановка их на
один из соседних путей;
- заезд локомотива за подготовленной
заранее прицепляемой группой и ее перецепка.
Если же отцепляемые вагоны находятся в
голове поезда, то они могут отставляться на соседний путь прибывшим поездным
локомотивом. Прицепка группы вагонов к составу может быть выполнена маневровым
или отправляющимся поездным локомотивом. В таком же порядке выполняются операции
при перецепке вагонов от одного группового поезда к другому.
Обработка транзитного пассажирского
поезда производится следующим порядком. По выходе с соседней станции оператор
при ДСП извещает об этом диктора радиоузла и оператора ПТО, указывая номер
поезда и пути приема для оповещения о прибытии поезда пассажиров и работников,
участвующих в обработке поезда. Обработка транзитного поезда включает:
технический осмотр, безотцепочный ремонт вагонов, посадку и высадку пассажиров,
погрузку и выгрузку почты, прицепку и отцепку прицепных вагонов.Дежурный парка
прибытия делает запись в журнале формы ВУ-14, указывая номер поезда, путь
приема, время предъявления (указывает время прибытия) и ставя свою подпись.
При одновременном прибытии нескольких
поездов очередность их технического обслуживания устанавливает дежурный по
станции. На основании информации, переданной по радио, бригада осмотрщиков
выходит на пассажирскую платформу, прилегающую к пути приема, для встречи
прибывающего поезда. Осмотр вагонов прибывающего на станцию поезда производится
с ходу. Осматривая вагоны движущегося поезда, осмотрщики-ремонтники визуально
и на слух выявляют неисправные редукторно-карданные приводы, дребезжание плохо
закрепленных деталей, заклиненные колесные пары. Номера вагонов, у которых
обнаружены неисправности, осмотрщики-ремонтники записывают в книгу
предъявления вагонов к осмотру .После остановки поезда осмотрщик по тормозам
получает от локомотивной бригады информацию о работе тормозов и о замеченных в
пути следования неисправностях вагонов. Техническое обслуживание вагонов
производится одной или двумя бригадами осмотрщиков-ремонтников (четного и
нечетного направлений).Осмотрщики-ремонтники, получив сообщение о подходе
поезда, выходят к пути его приема. Одна группа, в составе
осмотрщика-ремонтника вагонов и осмотрщика-ремонтника по тормозам,
направляется к месту предполагаемой остановки хвостовой части поезда и
располагается по обе стороны поезда. Другая группа в таком же составе, как
первая, располагается у места остановки головного вагона.После ограждения
поезда установленным порядком осмотрщики-ремонтники головной и хвостовой групп
приступают к осмотру и ремонту вагонов с двух сторон поезда, с головы и хвоста,
двигаясь к середине состава.
Обнаруженные при осмотре неисправности в
объеме текущего безот-цепочного ремонта устраняются осмотрщиками-ремонтниками
за время стоянки поезда. Если же неисправности устранить в поезде не
представляется возможным, тогда сменный мастер или старший осмотрщик
уведомляет по телефону дежурного по парку или дежурного по станции о подаче
вагона на путь ремонта или в депо для выполнения безотцепочного ремонта.
По окончании технического обслуживания
тормозов осмотрщики-ремонтники по тормозам, идущие со стороны машиниста,
производят полное опробование тормозов от локомотива и сокращенное опробование
электропневматических тормозов. После окончания полного опробования тормозов в
поезде головной осмотрщик-ремонтник по тормозам составляет справку о тормозах
формы ВУ-45 в двух экземплярах, один экземпляр вручается машинисту.
Сменный мастер или старший осмотрщик
вагонов, получив сообщение об окончании технического обслуживания поезда,
докладывает о готовности пассажирского поезда дежурному по парку, а тот
докладывает дежурному по
станции. Осмотр и ремонт вагонов поездов
с электроотоплением производится при разъединенных межвагонных высоковольтных
соединениях между локомотивом и первым вагоном и опущенном пантографе.