18.2.
Формирование поездов на станциях
Одиночные вагоны и группы вагонов,
следующие со станций погрузки на станции выгрузки, образуют вагонопотоки.
Организация продвижения вагонов, загруженных на многих станциях, в разном
количестве, в разное время и следующих на различные станции назначения,
представляет собой очень трудную задачу, от успешного решения которой в
большой мере зависят скорость доставки грузов и расходы на перевозки.
Вагонопотоки продвигаются по железным
дорогам группами по 40—60 вагонов и более, сформированными в поезда. Порядок
объединения вагонов в поезда устанавливается планом формирования поездов, в
котором указано, из вагонов каких назначений данная станция формирует поезда.
План формирования поездов разрабатывают на основе плана перевозок в
Министерстве путей сообщения с участием дорог и других подразделений
железнодорожного транспорта. При разработке плана формирования прежде всего
решают вопрос об организации вагонопотоков с мест массовой погрузки в пункты
массовой выгрузки. При массовой погрузке грузов перевозки производят
отправительскими маршрутами. В соответствии с планом в этом случае отправитель
грузит такое количество вагонов, которого достаточно, чтобы сформировать целый
состав для одного получателя или для отправления на одну или несколько соседних
станций или участков. Отправительские маршруты грузят обычно только крупные
грузоотправители. В некоторых случаях в погрузке маршрута участвуют несколько
отправителей одной или ряда станций участка. Вагоны, загруженные ими в
установленном количестве к определенному времени, объединяют в ступенчатый
маршрут. Широко применяется метод Белорусской железной дороги по организации
отправительских маршрутов. Этот
метод состоит в
том, что вагоны с данным грузом адресует тому или иному получателю не грузоотправитель, а
сама железная
дорога
в пределах
месячного плана перевозок.
Для перевозки массовых грузов между
постоянными отправителями и получателями в определенных условиях применяют
особые отправительские маршруты, которые называют кольцевыми. Такие маршруты
обращаются между станциями их погрузки и выгрузки по строго установленным
расписаниям, причем со станций погрузки они отправляются всегда с одним и тем
же грузом (углем, рудой, и др.), а обратно возвращаются порожняком или с другим
грузом. Кольцевые маршруты, работающие на коротких расстояниях, называют
вертушками.
Отправительская маршрутизация охватывает
не всю грузовую работу железных дорог, а только мощные вагонопотоки. Основная
масса отправителей грузит не маршруты, а только отдельные вагоны и группы
вагонов. Поэтому важно правильно организовать продвижение и этого
разрозненного вагонопотока.
Поезда формируют из отдельных вагонов и
групп вагонов на сортировочных, участковых и грузовых станциях. Чтобы
сформировать поезд определенного назначения из отдельных вагонов и групп вагонов,
необходимо иметь достаточное число вагонов этого назначения. Накопление вагонов
для состава вызывает их простой на станции формирования. Если вагонопоток
невелик, то вагоны из-за накопления простаивают много времени. Так, если со
станции А
на станцию Б ежедневно отправляют, например, 12 вагонов, то для того чтобы
составить из них для отправления в Б маршрут из 48 вагонов, их необходимо
накапливать в течение четырех суток. Это невыгодно.
Если вагонопоток невелик, то объединяют
вагоны одного назначения с вагонами другого или нескольких других назначений
так, чтобы сформированные из них поезда проходили транзитом как можно больше
станций. Большое значение для сокращения простоя вагонов из-за накопления имеет
согласование времени формирования и отправления поезда с подходом вагонов
данного назначения с линии в составах поездов, которые будут расформированы, а
также с мест погрузки станции. Так как вариантов объединения в поезда вагонов
разных назначений существует очень много, то наиболее выгодный вариант выбирают
путем расчетов, выполняемых с помощью электронно-вычислительных машин.
Поездом
называется сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими
действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные
сигналы. Отправляемые на перегон локомотивы без вагонов, моторные вагоны,
автомотрисы и дрезины несъемного типа рассматриваются как поезда.
В соответствии с планом формирования на
железных дорогах составляют грузовые поезда следующих основных категорий (рис.
4): а) отправительские маршруты, б) сквозные поезда, проходящие без переработки
не менее одной технической станции (участковой или сортировочной), в)
участковые поезда, следующие между соседними участковыми (участковой и
сортировочной) станциями, г) сборные поезда, формируемые из вагонов,
предназначенных для отцепки на промежуточных станциях и прицепки вагонов,
убираемых с этих станций, д) вывозные поезда, предназначенные для подачи
вагонов с сортировочной или участковой станции на одну или несколько
промежуточных станций участка, е) передаточные поезда, обращающиеся между
станциями железнодорожного узла, ж) ускоренные грузовые поезда для перевозки
скоропортящихся грузов, молока и живности. По мере необходимости формируют
также хозяйственные поезда для обслуживания нужд самих железных дорог.
Рисунок 18.4. Схема
плана формирования поездов
По старшинству поезда делятся на
внеочередные и очередные. К внеочередным
относят пожарные и восстановительные поезда, снегоочистители, одиночные
локомотивы, автомотрисы и дрезины несъемного типа, назначаемые для восстановления
нормального движения и тушения пожара.
Очередные
поезда: пассажирские скоростные и скорые, пассажирские всех остальных
наименований, почтово-багажные, воинские, грузопассажирские, людские,
ускоренные грузовые, грузовые, хозяйственные поезда и локомотивы без вагонов.
Людскими считаются грузовые поезда при постановке в них 10 вагонов и более,
занятых людьми. Хозяйственными называются поезда, обслуживающие собственные
нужды дороги (перевозка балласта, рельсов, шпал и др.).
Каждому поезду в зависимости от его
категории на станциях формирования присваивают номер: скорым — 1—99,
пассажирским дальним круглогодичного обращения — 171—299, пригородным —6001 —
6999, грузовым: сквозным —2001 — 2998, участковым —3001 —3398, сборным
—3401—3498 и т. д. Поездам одного направления (с севера на юг и с востока на
запад) присваиваются нечетные номера, а поездам обратного направления — четные.
Кроме номера, каждому грузовому поезду
на станции его формирования присваивается индекс, который не изменяется до
станции расформирования. Индекс грузового поезда представляет собой специальный
код, состоящий из 10 цифр, первые четыре из которых являются единой сетевой
разметкой (ЕСР) станции формирования, следующие две — порядковым номером состава,
сформированного на этой станции, а последние четыре — ЕСР станции назначения
поезда.
Нормы массы и длины поездов устанавливаются в плане формирования и
графике движения поездов. Норма для сквозных и в том числе маршрутных поездов
принимается унифицированной для всего направления следования с тем, чтобы
избежать перелома (изменения) массы поездов при переходе с одного участка на
другой. Ускоренные грузовые поезда имеют несколько меньшие нормы массы, а
скорости движения их более высокие.
Широкое развитие получило вождение
тяжеловесных поездов, масса которых значительно превышает норму. Это позволяет
дорогам перевозить сверх плана дополнительное количество груза при том же
числе локомотивов и снизить затраты на перевозки.
Грузовые поезда могут быть тяжеловесными
и повышенной массы.
В первом случае масса поезда для соответствующих серий локомотивов на 100 т и
более превышает установленную графиком движения весовую норму на участке
следования этого поезда. Во втором случае грузовой поезд с одним или несколькими
действующими локомотивами (в голове состава, в голове и хвосте, в голове и
последней трети состава) имеет массу более 6 тыс. т.
В зависимости от длины, помимо обычных,
различают грузовые поезда:
повышенной длины, длинносоставные и соединенные.
В первом случае длина поезда составляет 350 осей и более. Длинносоставным
называют поезд, длина которого превышает максимальную норму, установленную
графиком движения на участке следования этого поезда. Грузовой поезд,
составленный из двух и более сцепленных между собой поездов с действующими
локомотивами в голове каждого поезда называют соединенным.
При формировании поездов подсчитывают
их массу брутто. Для этого к таре вагонов прибавляют массу груза, определяемую
по грузовым документам. Норма длины поезда выбирается в соответствии с полезной
длиной приемо-отправочных путей станций на участках. Длину подвижного состава
определяют по таблицам, утвержденным МПС и помещаемым в книжках расписания
движения поездов.
Поезда должны составляться в полном
соответствии с требованиями ПТЭ, графика движения и плана формирования.
Нарушение этих требований может создать угрозу для безопасности движения и
вызвать излишние задержки в переработке поездов на попутных станциях. При
формировании грузовых поездов вагоны ставят без подборки по числу осей и массе.
В сборных поездах вагоны подбирают в группы по станциям назначения, а в
групповых поездах — по назначениям, установленным планом формирования.
Одним из основных требований
безопасности движения поездов является обеспечение их тормозными средствами.
Этих средств должно быть достаточно для остановки поезда на расстоянии, равном
длине тормозного пути при следовании с наибольшей допустимой скоростью по
руководящему спуску в случае возникновения препятствия для движения.
Руководящим называется наибольший по крутизне спуск (с учетом сопротивления
от кривых) протяженностью не менее тормозного пути. Тормозной путь в зависимости
от руководящего спуска и допускаемой максимальной скорости движения
принимается равным 1000, 1200, 1300, 1500, 1600 и 1700 м.
Потребное тормозное нажатие в поезде
зависит от скорости движения и руководящего спуска и рассчитывается по
нормам, установленным МПС. Так, в частности, указаны: единое наименьшее тормозное
нажатие на каждые 100 т массы грузовых и пассажирских поездов; зависимости
между скоростью движения, уклоном, тормозным нажатием и тормозным путем;
расчетные нормы нажатия тормозных колодок и другие данные, необходимые для
тормозных расчетов.
Грузовой поезд обслуживает локомотивная
бригада. Пассажирские поезда обслуживают локомотивные бригады и проводники, а в
необходимых случаях и другие работники в соответствии с указаниями МПС.
Пассажирские и другие поезда для
перевозки людей, а также почтово-багажные поезда снабжают противопожарными
средствами, средствами для оказания первой медицинской помощи и другим необходимым
снаряжением.
На каждую поездку заполняют маршрут машиниста,
который является одним из основных поездных документов на участке работы локомотивной
бригады. В нем указывают число вагонов в составе по роду, массу груза (нетто) и
общую массу состава (брутто), состав бригады, серию и номер локомотива и
другие данные. После поездки машинист сдает маршрут в контору депо для
начисления заработной платы бригаде. Из конторы маршруты передают на фабрику
механизированного учета, где по ним определяют выполненный объем перевозочной
работы, степень использования подвижного состава, расход электроэнергии,
топлива, смазки и др.