18.1. Организация погрузочных и разгрузочных работ на станциях

Доставка получателям грузов своевременно и в сохранности в большой мере зависит от правильного выполнения грузовых и коммер­ческих операций на станциях отправления и назначения и в пути следования.

Основные положения по организации грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте определены Уставом желез­ных дорог. К грузовым относятся операции по погрузке и выгрузке вагонов, механизации погрузочно-разгрузочных работ и холодиль­ному делу. К коммерческим относятся операции по подготовке грузов к перевозке, приему их железной дорогой, оформлению перевозоч­ных документов, взиманию провозной платы, пломбированию ваго­нов, хранению грузов на станциях назначения до выдачи их получа­телям. Погрузку и выгрузку измеряют и учитывают в вагонах и в тоннах.

Для того чтобы полнее загружать вагоны и чтобы было удобно производить погрузку и выгрузку, отправитель подготавливает груз к перевозке: пакетирует, увязывает или затаривает, уплотняет легкие грузы (вату, хлопок, металлическую стружку) или частично разбира­ет машины, чтобы они занимали меньше места.

Для рационального использования грузоподъемности вагонов установлены технические нормы загрузки их разными родами грузов, обязательные для всех грузоотправителей. Отправитель завозит груз на станцию в установленный для него день. Тара должна быть стандартной и исправной. Приемосдатчик принимает груз, про­веряет правильность его отправительской маркировки (надписи с указанием станций и дорог отправления и назначения, получа­теля) и краской наносит железнодорожную цифровую маркировку (порядковый номер в книге приема, число мест, номера дороги и станции отправления). После приема груза накладную пересылают в товарную контору, где производят расчет, получают с отправителя плату и выдают ему грузовую квитанцию.

Под погрузку подают технически исправные вагоны такого типа, в которых лучше всего перевозить данный груз. Приемосдатчик осматривает вагоны перед погрузкой, чтобы убедиться, что сохран­ность груза будет обеспечена. По окончании погрузки на двери крытых вагонов накладывают проволочные закрутки и в необходи­мых случаях пломбируют. На вагоны, погруженные на станции, накладывают пломбы дороги, а на погруженные отправителем — пломбы отправителя. Приемосдатчик составляет вагонный лист и пе­ресылает его в товарную контору, откуда все грузовые документы на погруженные вагоны пересылают в техническую контору.

В технической конторе на каждый поезд, сформированный на станции, составляют натурный лист, который сопровождает состав до станции его расформирования. В натурном листе указывают но­мера всех вагонов состава, массу груза, коды станций назначения и другие данные. По натурному листу в технической конторе под­бирают документы на все вагоны сформированного состава, запе­чатывают их в пакет, и в этом пакете они находятся в поезде до станции его расформирования.

Чтобы станция назначения своевременно подготовилась к приему груза, ей сообщают о подходе вагонов (грузов). По прибытии поезда осматривают вагоны, пломбы, люки. Перевозочные документы ма­шинист передает в техническую контору. После их обработки доку­менты на вагоны, прибывшие для выгрузки, передают в товарную контору, где их регистрируют в книге прибытия. Получателей уве­домляют о прибытии грузов. Вагонные листы передают приемосдат­чикам мест выгрузки. Приемосдатчики тщательно осматривают ва­гоны, поданные для выгрузки, проверяют пломбы и документы. В процессе выгрузки проверяют соответствие груза указанному в вагонном листе. После выгрузки приемосдатчики пересылают вагон­ные листы в товарную контору для окончательных расчетов с полу­чателями, Выгруженные вагоны тщательно очищают.

Перевозку считают законченной, когда груз выдан получателю. Если грузы получают или отправляют через грузовые дворы желез­нодорожных станций, то при этом выполняют операции по оформле­нию документов, подготовке грузов к перевозке, приему или сдаче на станции, завозу-вывозу автотранспортом, расчетам за перевоз­ки и др. Такие операции называют транспортно-экспедиционными.

Основная масса грузов в вагонах подается на подъездные пути предприятий и организаций. Погрузка вагонов производится главным образом также на путях предприятий, где разгрузка ведется силами и средствами грузовладельцев. На местах общего пользования (на грузовых дворах) загружают и разгружают вагоны и автомобили, как правило, железные дороги своими средствами.

На местах общего пользования станций основная масса грузов перегружается механизированными дистанциями погрузочно-разгрузочных работ, находящимися в подчинении отделений дорог. Эти дистанции имеют парк подъемно-транспортных машин, инвентарь, тележки, домкраты, мастерские и гаражи. Основными подъемно-транспортными машинами являются электрокозловые краны (рис. 1) грузоподъемностью от 5 до 30 т и более, мостовые краны, автопогрузчики (рис. 2) грузоподъемностью 5—10 т, электропо­грузчики (рис. 2 грузоподъемностью 0,75—1,5 т, ковшовые экскаваторы, одноковшовые погрузчики, пневматические разгрузчики. Механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ под­разделены на производственные участки, каждый из которых выпол­няет работы на одной или нескольких станциях.

p0255.jpg

Рисунок 18.1. Электрокозловой кран

 

Пункты перегрузки угля, минерально-строительных грузов (щеб­ня, песка) имеют повышенные пути, на которые подают полувагоны, открывают люки и груз самотеком высыпается из них (рис. 3). Для погрузки этих грузов в автомашины используют грейферные мостовые краны, погрузчики, экскаваторы и стреловые краны. Если нет повышенного пути, то вагоны с углем, щебнем, песком выгру­жают грейферными кранами. Насыпные грузы выгружают и другим способом — поворотом вагонов в положение, обеспечивающее высыпание груза. Для этого применяют вагоноопрокидыватели, обладающие большой производительностью. Наи­более распространены вагоноопрокидыватели ро­торного типа. Они име­ют ротор (барабан), в котором устанавливают и закрепляют полува­гон. Затем, поворачивая ротор, вагон наклоня­ют набок для высыпания груза. Вагоноопрокидыватели сооружают в тех пунктах, где выгружают массовые навалочные гру­зы, например на металлур­гических заводах, тепло­вых электростанциях, ра­ботающих на угле, а так­же в некоторых портах, где уголь перегружают с железной дороги на вод­ный транспорт.

p0256.jpgp0256_.jpg

Рисунок 18.2. Авто и электропогрузчик

p0256__.jpg

Рисунок 18.3. Выгрузка сыпучих грузов из полувагонов на повышенном пути

 

Для погрузки-выгрузки контейнеров, тяжеловесов, лесоматериалов, металла применяют козловые и мостовые краны или краны на железнодорожном и автомобильном ходу, а также автопогруз­чики со стрелой. Цемент, алебастр, известь перегружают с помощью пневматических установок.

Грузовые операции производят так, чтобы вагоны в процессе погрузки и разгрузки не повреждались, т. е. чтобы обеспечивалась сохранность вагонного парка.

 

 

Сайт создан в системе uCoz