18.1.
Организация погрузочных и разгрузочных работ на станциях
Доставка получателям грузов своевременно
и в сохранности в большой мере зависит от правильного выполнения грузовых и
коммерческих операций на станциях отправления и назначения и в пути
следования.
Основные положения по организации
грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте определены Уставом
железных дорог. К
грузовым
относятся операции по погрузке и выгрузке вагонов, механизации погрузочно-разгрузочных
работ и холодильному делу. К
коммерческим относятся операции по подготовке грузов к
перевозке, приему их железной дорогой, оформлению перевозочных документов,
взиманию провозной платы, пломбированию вагонов, хранению грузов на станциях
назначения до выдачи их получателям. Погрузку и выгрузку измеряют и учитывают
в вагонах и в тоннах.
Для того чтобы полнее загружать вагоны и
чтобы было удобно производить погрузку и выгрузку, отправитель подготавливает
груз к перевозке: пакетирует, увязывает или затаривает, уплотняет легкие грузы
(вату, хлопок, металлическую стружку) или частично разбирает машины, чтобы они
занимали меньше места.
Для рационального использования
грузоподъемности вагонов установлены технические нормы загрузки их разными
родами грузов, обязательные для всех грузоотправителей. Отправитель завозит
груз на станцию в установленный для него день. Тара должна быть стандартной и
исправной. Приемосдатчик принимает груз, проверяет правильность его
отправительской маркировки (надписи с указанием станций и дорог отправления и
назначения, получателя) и краской наносит железнодорожную цифровую маркировку
(порядковый номер в книге приема, число мест, номера дороги и станции
отправления). После приема груза накладную пересылают в товарную контору, где
производят расчет, получают с отправителя плату и выдают ему грузовую
квитанцию.
Под погрузку подают технически исправные
вагоны такого типа, в которых лучше всего перевозить данный груз. Приемосдатчик
осматривает вагоны перед погрузкой, чтобы убедиться, что сохранность груза
будет обеспечена. По окончании погрузки на двери крытых вагонов накладывают
проволочные закрутки и в необходимых случаях пломбируют. На вагоны,
погруженные на станции, накладывают пломбы дороги, а на погруженные
отправителем — пломбы отправителя. Приемосдатчик составляет вагонный лист и пересылает
его в товарную контору, откуда все грузовые документы на погруженные вагоны
пересылают в техническую контору.
В технической конторе на каждый поезд,
сформированный на станции, составляют натурный лист, который сопровождает
состав до станции его расформирования. В натурном листе указывают номера всех
вагонов состава, массу груза, коды станций назначения и другие данные. По
натурному листу в технической конторе подбирают документы на все вагоны
сформированного состава, запечатывают их в пакет, и в этом пакете они
находятся в поезде до станции его расформирования.
Чтобы станция назначения своевременно
подготовилась к приему груза, ей сообщают о подходе вагонов (грузов). По
прибытии поезда осматривают вагоны, пломбы, люки. Перевозочные документы машинист
передает в техническую контору. После их обработки документы на вагоны,
прибывшие для выгрузки, передают в товарную контору, где их регистрируют в
книге прибытия. Получателей уведомляют о прибытии грузов. Вагонные листы
передают приемосдатчикам мест выгрузки. Приемосдатчики тщательно осматривают
вагоны, поданные для выгрузки, проверяют пломбы и документы. В процессе
выгрузки проверяют соответствие груза указанному в вагонном листе. После
выгрузки приемосдатчики пересылают вагонные листы в товарную контору для
окончательных расчетов с получателями, Выгруженные вагоны тщательно очищают.
Перевозку считают законченной, когда
груз выдан получателю. Если грузы получают или отправляют через грузовые дворы
железнодорожных станций, то при этом выполняют операции по оформлению
документов, подготовке грузов к перевозке, приему или сдаче на станции,
завозу-вывозу автотранспортом, расчетам за перевозки и др. Такие операции
называют транспортно-экспедиционными.
Основная масса грузов в вагонах подается
на подъездные пути предприятий и организаций. Погрузка вагонов производится
главным образом также на путях предприятий, где разгрузка ведется силами и
средствами грузовладельцев. На местах общего пользования (на грузовых дворах)
загружают и разгружают вагоны и автомобили, как правило, железные дороги своими
средствами.
На местах общего пользования станций
основная масса грузов перегружается механизированными дистанциями
погрузочно-разгрузочных работ, находящимися в подчинении отделений дорог. Эти
дистанции имеют парк подъемно-транспортных машин, инвентарь, тележки, домкраты,
мастерские и гаражи. Основными подъемно-транспортными машинами являются
электрокозловые краны (рис. 1) грузоподъемностью от 5 до 30 т и более, мостовые
краны, автопогрузчики (рис. 2) грузоподъемностью 5—10 т, электропогрузчики
(рис. 2 грузоподъемностью 0,75—1,5 т, ковшовые экскаваторы, одноковшовые
погрузчики, пневматические разгрузчики. Механизированные дистанции
погрузочно-разгрузочных работ подразделены на производственные участки, каждый
из которых выполняет работы на одной или нескольких станциях.
Рисунок 18.1.
Электрокозловой кран
Пункты перегрузки угля,
минерально-строительных грузов (щебня, песка) имеют повышенные пути, на
которые подают полувагоны, открывают люки и груз самотеком высыпается из них
(рис. 3). Для погрузки этих грузов в автомашины используют грейферные мостовые
краны, погрузчики, экскаваторы и стреловые краны. Если нет повышенного пути, то
вагоны с углем, щебнем, песком выгружают грейферными кранами. Насыпные грузы
выгружают и другим способом — поворотом вагонов в положение, обеспечивающее
высыпание груза. Для этого применяют вагоноопрокидыватели, обладающие большой
производительностью. Наиболее распространены вагоноопрокидыватели роторного
типа. Они имеют ротор (барабан), в котором устанавливают и закрепляют полувагон.
Затем, поворачивая ротор, вагон наклоняют набок для высыпания груза.
Вагоноопрокидыватели сооружают в тех пунктах, где выгружают массовые навалочные
грузы, например на металлургических заводах, тепловых электростанциях, работающих
на угле, а также в некоторых портах, где уголь перегружают с железной дороги
на водный транспорт.
Рисунок 18.2. Авто и электропогрузчик
Рисунок 18.3. Выгрузка
сыпучих грузов из полувагонов на повышенном пути
Для погрузки-выгрузки контейнеров,
тяжеловесов, лесоматериалов, металла применяют козловые и мостовые краны или
краны на железнодорожном и автомобильном ходу, а также автопогрузчики со
стрелой. Цемент, алебастр, известь перегружают с помощью пневматических
установок.
Грузовые операции производят так, чтобы
вагоны в процессе погрузки и разгрузки не повреждались, т. е. чтобы
обеспечивалась сохранность вагонного парка.