17.1.
Организация перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом
Выгодное геополитическое расположение
Республики Беларусь на перекрестке международных транспортных коридоров предопределило роль ее железной дороги как
одного из важнейших связующих звеньев в обеспечении торгово-экономических
связей стран Европейского Союза в сообщении со странами Азиатско-Тихоокеанского
региона.
Сегодня Белорусская железная дорога -
это современная, хорошо развитая транспортная система протяженностью 5,5 тыс. километров, из которых почти 900
километров электрифицировано. Протяженность однопутных участков составляет 3,9
тыс. километров, двухпутных – 1,6 тыс. километров.
Перевозки осуществляются поездами массой до 7 тыс. тонн и длиной до 1500
метров.
Тарифная политика, проводимая
Белорусской железной дорогой, является одним из наиболее значимых факторов,
влияющим на сохранение существующих и привлечение дополнительных объемов
грузовых перевозок и доходов от них и
направлена на стимулирование внутренних и международных
торгово-экономических связей, поддержку социально-
значимых перевозок, доступность жизненно важных транспортных услуг.
Большое внимание уделяется
совершенствованию тарифных условий, в связи с чем
проводится последовательная работа по проведению согласованной тарифной
политики с соседними железнодорожными администрациями и стивидорными компаниями
в портах.
Транзитные перевозки грузов являются
ключевыми для железнодорожного комплекса Беларуси. На их долю приходится более
трети общего объема перевозок. Основными транзитными грузами являются: уголь,
нефтегрузы, химические и минеральные удобрения, черные металлы, химикаты,
жмыхи. В настоящее время около 90% объема всех транзитных грузов по территории
республики перевозится по фиксированным тарифным ставкам, уровень которых
обеспечивает постоянную транспортную составляющую в цене товаров и повышает их
конкурентоспособность на внешних рынках.
Наибольшие объемы транзитных перевозок осуществляются в
сообщении с Россией, Латвией, Польша, Литвой и Украиной.
В течение последнего десятилетия на
территории Беларуси сформирован ряд устойчивых железнодорожных направлений
транзитных грузопотоков. Это, в первую очередь, перевозки российских и
казахстанских внешнеторговых грузов через такие порты Балтийского моря как
Калининград (Россия), Вентспилс (Латвия), Клайпеда (Литва) и т.д.Важное значение также имеют перевозки в страны Европейского
Союза и обратно по II Общеевропейскому транспортному коридор, который в
соединении с Транссибирской магистралью образует кратчайший и наиболее
оптимальный сухопутный маршрут для транспортировки внешнеторговых грузов в
сообщении Европа-Китай - Европа.
При этом ответвление от Транссибирской
магистрали в сторону Казахстана (Северный коридор) через Достык-Алашанькоу
является наиболее привлекательным маршрутом для обеспечения грузовых перевозок
стран Европейского Союза в сообщении с
Западным Китаем. Совместно с ОАО «Российские железные дороги»
Белорусская железная дорога принимает
участие в реализации проекта «Транссиб за 7 суток». Это позволит преодолевать
расстояние от Дальневосточных морских портов и погранпереходов
с Китаем до Западных границ России за 7
суток, тем самым создав конкурентоспособные условия для привлечения
евроазиатских товаропотоков на железнодорожный
транспорт.
Белорусская железная дорога
заинтересована участвовать в реализации проекта по ускорению продвижения
грузов, в первую очередь в контейнерах по Транссибирской магистрали и готова
активно участвовать в этом направлении на своей территории.
Достаточно перспективными являются
перевозки в сообщении Север-Юг-Север, в том числе по IX Общеевропейскому
транспортному коридору между странами Балтийского и Черного морей. Связующим звеном в направлении Балтийское море – Черное море
являются организованные Белорусской, Украинскими железными дорогами и железными
дорогами стран Балтии перевозки грузов ускоренными контейнерными поездами
«Викинг» и «ZUBR».
Особое внимание в привлечении
дополнительных грузопотоков с использованием элементов транспортной логистики
уделяется работе по разработке конкурентоспособных транспортно-логистических
схем, оптимизации плана формирования поездов и связанное с этим переключение
транзитных грузопотоков с альтернативных маршрутов железных дорог соседних
государств на маршруты с участием Белорусской железной дороги. Новые логистические схемы выгодны клиенту прежде всего тем, что
позволяют минимизировать транспортную составляющую в цене товара за счет
уменьшения транспортных затрат, сроков на доставку и тем самым увеличить
эффективность его торгово-экономической деятельности.
На Белорусской железной дороге постоянно проводится мониторинг,
комплексный анализ и проработка организации новых перспективных перевозок
грузов по международным транспортным коридорам.
Одним из основных аспектов повышения
транзитной эффективности Республики Беларусь является оптимизация контроля за перемещением товаров через таможенную границу и
сокращение сроков их таможенного оформления.
Государственным таможенным комитетом
Республики Беларусь совместно с Белорусской железной дорогой реализован
упрощенный порядок таможенного оформления грузов перевозимых железнодорожным
транспортом. Таможенные процедуры осуществляются с помощью современных
информационных технологий, в том числе с использованием электронной цифровой
подписи.
Все это позволяет значительно ускорить
документооборот, снизить количество задержек грузов на границе, обеспечивая их
беспрепятственное продвижение по назначению.
Сегодня Белорусская железная дорога при
организации грузовых перевозок в международном сообщении обеспечит не только
сохранность перевозимых грузов и
установленные сроки доставки, а также:
v предоставит
услуги по оперативному информационному сопровождению;
v осуществит
таможенное оформление и декларирование грузов;
v выполнит
погрузочно-разгрузочные работы и взвешивание грузов на станциях;
v организует
длительное хранение грузов на открытых площадках и таможенных складах;
v предоставит
страховые услуги.