15.9. Ходовая часть вагонов

Ходовая часть вагона включает в себя колесные пары, буксы с подшипниками и рессорное подвешивание, объединенные рамой в тележки.

Рисунок 15.12. Колёсная пара:1 – бандажное колесо; 2 – вагонная ось; 3 – средняя часть; 4 – подступичная часть; 5 – цельнокатное колесо; 6 – предподступичная часть; 7 – шейка оси;  8 – бурт; 9 – колёсный центр; 10 – кольцо для закрепления бандажа; 11 – бандаж.

Колесная пара, состоящая из оси и двух наглухо закрепленных на ней колес диаметром 950... 1050 мм, воспринимает все нагрузки, передающиеся от вагона на рельсы. Поверхность катания колес имеет коническую форму, что способствует сохранению во время движения среднего положения колесной пары в колее, облегчает прохождение в кривых и обеспечивает более равномерный прокат по ширине колеса. С внутренней стороны поверхность катания ограничена гребнем, не допускающим схода колесной пары с рельсов.

Для передачи давления от вагона на шейки осей колесных пар, а также ограничения продольного и поперечного перемещения колесной пары служат буксы.

Для смягчения ударов и уменьшения амплитуды колебаний вагона при прохождении по неровностям пути между рамой вагона и колесной парой размещают систему упругих элементов и гасителей колебаний (рессорное подвешивание).

В тележках грузовых вагонов с фрикционными гасителями колебаний силы трения возникают при вертикальном и горизонтальном перемещениях клиньев гасителя, трущихся о фрикционные планки, укрепленные на колонках боковин тележек.

Рисунок 15.13. Тележка типа ЦНИИ – ХЗ – 0: 1 – колёсная пара; 2 – боковина; 3 – рессорный комплект; 4 – клиновой гаситель колебаний; 5 – букса.

Для смягчения боковых толчков от набегания гребня колес на рельсы при входе в кривые тележки пассажирских вагонов оборудуют возвращающими устройствами (люльками). Вагоны с такими тележками, снабженными гидравлическими амортизаторами, успешно эксплуатируются на пассажирских поездах, развивающих скорость до 160 км/ч.

Рисунок 15.14. Тележка пассажирского вагона КВЗ – ЦНИИ: 1 – тормозная колодка; 2 – буксовое рессорное подвешивание; 3 – скользун;  4 – подпятник; 5 – рама; 6 – букса; 7 – центральное рессорное подвешивание; 8 – гаситель колебаний.

Тележки грузовых вагонов имеют, как правило, одинарное рессорное подвешивание, размещаемое под поперечной балкой (рис. а), а тележки пассажирских вагонов — двойное (рис. б), обеспечивающее большую плавность хода.

Рисунок 15.15. Схемы рессорного подвешивания тележек: а – одинарное; б – двойное.

 

Сайт создан в системе uCoz