Автоматическая сцепка размещается
посередине поперечной балки на конце рамы вагона и имеет следующие основные
части: корпус и расположенный в нем механизм сцепления, расцепной привод,
ударно-центрирующий прибор, упряжное устройство с поглощающим аппаратом и
опорные части.
Сцепление вагонов друг с другом или с
локомотивом происходит автоматически при нажатии или соударении, расцепление же
осуществляется поворотом расцепного рычага, расположенного сбоку вагона или
локомотива.
Рисунок 15.10. Автоматическая сцепка вагона: 1 –
кронштейн; 2 – задний упор; 3 – расцепной рычаг; 4 – поддерживающая планка; 5 -
поглощающий аппарат; 6 – тяговый хомут; 7 – упорная плита; 8 – клин; 9 –
передний упор; 10 – ударная розетка; 11 -
державка; 12 – маятниковая подвеска; 13 – центрирующая балка; 14 –
корпус автосцепки; 15 – цепь; 16 – упор; 17 – малый зуб; 18 – замок; 19 –
большой зуб.
Корпус автосцепки представляет собой
пустотелую стальную отливку, состоящую из головной части, в которой помещается
механизм сцепления, и хвостовика, предназначенного доя соединения с упряжным
устройством. Ударно-центрирующий прибор воспринимает сжимающие усилия от
корпуса автосцепки, а также возвращает отклоненный корпус из крайних положений
в среднее при прохождении вагоном кривых малого радиуса. Упряжное устройство
ослабляет и передает ударно-тяговые усилия на раму вагона. Оно располагается
между швеллерами хребтовой балки и состоит из клина 8, тягового хомута 6,
упорной плиты 7, поглощающего аппарата 5 и опорных частей — переднего 9 и
заднего 2 упоров и поддерживающей планки 4.
Поглощающий аппарат автосцепки ослабляет
сжимающие и растягивающие усилия, передаваемые на раму вагона. В грузовых
вагонах обычно применяют пружинно-фрикционный, а в пассажирских —
резинометаллический поглощающий аппарат автосцепки.