Крытые вагоны предназначены для
перевозки разнообразных грузов, обеспечения их сохранности и защиты от
воздействия атмосферы. Эти вагоны, оснащенные соответствующим оборудованием,
могут быть использованы и для массовой перевозки людей. Кузов крытого вагона
имеет в каждой из боковых стен задвижные двери и по два люка с металлическими
крышками. Люки служат для освещения, вентиляции и загрузки вагонов сыпучими
грузами. Крытые вагоны, выпускаемые в настоящее время, имеют металлический
кузов и расширенный дверной проем. Грузоподъемность вагона 68 т, вместимость
кузова 140 м3.
Рисунок 15.2. - Крытые
вагоны.
Рисунок 15.3. - Платформы.
На платформах перевозят длинномерные,
громоздкие и тяжеловесные грузы. Платформы оборудуют невысокими откидными
металлическими бортами и приспособлениями для установки стоек, необходимых при
перевозке бревен, столбов, досок и т. п. Грузоподъемность современных платформ
составляет 70...72 т. Для перевозки крупнотоннажных контейнеров массой брутто
10, 20 и 30 т выпускают специальные четырехосные платформы, снабженные
фитингами — устройствами для установки и крепления контейнеров.
Полувагоны — наиболее распространенный
тип вагонов грузового парка. Они служат в основном для перевозки навалочных
сыпучих грузов, таких, как уголь, руда, кокс, щебень, гравий и др. В полу
кузова, вдоль боковых стен, предусмотрены разгрузочные люки, через которые
сыпучий груз самотеком разгружается по обе стороны полувагона. Погрузку в
полувагон длинномерных грузов и самоходного транспорта осуществляют через
двери.
Рисунок 15.4. - Полувагоны.
На железных дорогах применяют четырех- и
восьмиосные полувагоны, у которых боковые стены и торцевые двери кузова имеют
металлическую обшивку. Выпускают также полувагоны с глухим кузовом, без
разгрузочных люков; их разгружают на вагоноопрокидывателях.
Разновидностью полувагонов являются так
называемые вагоны-хопперы для перевозки
сыпучих и пылевидных грузов (щебень, гравий, песок, цемент, зерно и др.)
грузоподъемностью 50 т. Хопперы имеют высокие боковые стены. Для перевозки
грузов, которые необходимо защитить от атмосферных осадков, используют
полувагоны с крышей. Их торцевые стены наклонены к середине вагона, где
расположены разгрузочные люки.
На внутренних путях крупных
металлургических заводов руду и строительные сыпучие материалы перевозят
преимущественно полувагонами-самосвалами, называемыми думпкарами. Это
четырехосные полувагоны грузоподъемностью 60 т и более с кузовом прямоугольной
формы, снабженные пневматическим устройством для разгрузки, при выполнении
которой кузов наклоняется и одновременно открывается борт с соответствующей
стороны.
Рисунок 15.5. - Цистерна.
Жидкие грузы (нефть, керосин, бензин,
масло, кислоты и т.п.) перевозят в цистернах. Цистерна представляет собой
специальный металлический сварной резервуар (котел) цилиндрической формы,
имеющий в верхней части люки для наливания груза, очистки и ремонта.
Разнообразие грузов обусловливает существенные различия в конструкции цистерн.
В зависимости от вида перевозимых грузов
цистерны могут быть разделены на две группы:
v общего
назначения — для перевозки нефтепродуктов широкой номенклатуры;
v специальные — для перевозки отдельных видов
грузов.
Цистерны общего назначения подразделяют
на используемые для перевозки светлых (бензин, лигроин и т. п.) и темных
(нефть, минеральные масла и т.п.) нефтепродуктов. Внутренняя поверхность
цистерн, в которых перевозят кислоты, покрыта защитным слоем (резина, свинец),
предохраняющим металл от разрушающего действия кислот. В этих же целях котлы
цистерн изготавливают из кислотоупорных металлов — коррозионно-стойкой стали,
алюминия. Цистерны для перевозки молока выполняют из аналогичной стали,
покрытой снаружи теплоизолирующим слоем.
Вязкие нефтепродукты перевозят в
цистернах, оборудованных паровой рубашкой, что значительно упрощает и ускоряет
слив предварительно разогретых грузов. Четырехосные цистерны имеют котел
вместимостью 72 м3. Применяются и восьмиосные цистерны с котлом вместимостью
134 м3.
Изотермические вагоны используют в
летнее время для перевозки скоропортящихся грузов (мясо, рыба и др.), а зимой —
грузов, теряющих свои качества при замерзании (овощи, фрукты, молоко и др.).
Для поддержания в вагонах необходимой температуры их оборудуют приборами
охлаждения и отопления, а кузова снабжают тепловой изоляцией.
Изотермические вагоны соединяют в
рефрижераторные секции по пять единиц. При этом в одном вагоне размещаются
обслуживающая бригада механиков, дизель-электростанция и холодильное
оборудование.
Для перевозки скоропортящихся грузов
применяют также автономные рефрижераторные вагоны, оборудованные холодильными
агрегатами и дизель-генераторными установками с автоматическим (без
обслуживающего персонала) управлением.
Помимо универсальных изотермических вагонов,
используемых для перевозки скоропортящихся грузов, находятся в эксплуатации и
специализированные вагоны для транспортирования живой рыбы, молочных и других
продуктов.
Вагоны специального назначения
предназначены для грузов, требующих особых условий перевозки. Например,
транспортерами перевозят громоздкие и тяжеловесные машины и оборудование.
Транспортеры — это многоосные платформы
(12, 16, 20 и более осей) грузоподъемностью 130, 180, 230 и 300 т. К
специальным относятся также вагоны для перевозки скота, живой рыбы, битума,
легковых автомобилей и вагоны, предназначенные для технических и бытовых нужд
железных дорог: вагоны-мастерские, вагоны восстановительных и пожарных поездов.
Состав оборудования этих вагонов определяется их назначением.
Для перевозки различных грузов, в том
числе штучных изделий, домашних вещей и др., используют деревянные или
металлические контейнеры с массой брутто 3, 5, 20 т и более. При перевозке на
платформах или в полувагонах контейнеры закрепляют соответствующими
приспособлениями. Чтобы избежать перегрузки из вагонов в автомашины, применяют
специальные контейнеры большой грузоподъемности, приспособленные для подкатки
под них автомобильных шасси. Такие контейнеры называют контрейлерами.
В последние годы
начат выпуск вагонов нового поколения, к которым можно отнести вагоны с
раздвижными колесными парами, крытые вагоны с открывающейся или сдвигающейся
крышей и со встроенными ленточными конвейерами для полной механизации выгрузки
картофеля, овощей и фруктов, платформы со специальными стационарными
приспособлениями для перевозки лесоматериалов и металлопроката, специальные
вагоны с кузовами-амфибиями для транспортирования навалочных грузов в смешанном
железнодорожно-водном сообщении.