15.14.3. Техническое обслуживание и ремонт вагонов
Исправное состояние находящегося в
эксплуатации подвижного состава — непременное условие его нормального
содержания. Правилами технической эксплуатации «запрещается выпускать в
эксплуатацию и допускать к следованию в поездах подвижной состав, имеющий
неисправности, угрожающие безопасности движения, а также ставить в поезда
грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых
грузов. Не допускается включать в поезда пассажирские вагоны, имеющие
неисправности отопления, электрооборудования, вентиляции и другие
неисправности, нарушающие нормальные условия перевозни пассажиров».
Ответственность за качество выполненного
технического обслуживания, ремонта и безопасность движения вагонов возлагается
как на работников, непосредственно осуществляющих техническое обслуживание и
ремонт, так и на мастеров, начальников заводов, депо, мастерских, пунктов
подготовки вагонов к перевозкам и пунктов технического обслуживания.
В Правилах технической эксплуатации
установлены основные требования к техническому обслуживанию и ремонту вагонов.
В соответствии с этими требованиями МГТС установлена система технического
обслуживания и ремонта вагонов, а также нормы межремонтного пробега и сроки
периодичности ремонтов. Содержание вагонов в исправном состоянии достигается
регулярным техническим обслуживанием их по пути следования и своевременным
ремонтом изношенных и поврежденных элементов вагона.
Грузовые вагоны не закрепляются за
определенной дорогой, так как обращаются по всей железнодорожной сети. Это и
определяет систему их ремонта и технического обслуживания. Пассажирские вагоны,
в отличие от грузовых, обращаются по определенным маршрутам и возвращаются в
депо приписки, где и производятся основные работы по их техническому
обслуживанию.
Правила технической эксплуатации запрещают
подачу под погрузку грузов и посадку людей без предъявления вагонов к
техническому обслуживанию и записи в специальном журнале о признании их
годными. Все вагоны подвергаются техническому обслуживанию в пунктах подготовки
вагонов к перевозкам, на станциях формирования и расформирования поездов, а в
пути следования — на станциях, предусмотренных в графике движения поездов.
Установлены следующий порядок и виды
технического обслуживания грузовых вагонов:
ТО — техническое обслуживание групп или
целых составов порожних вагонов с устранением всех неисправностей и недостатков
с таким расчетом, чтобы не было никаких ограничений годности вагонов, как в
погрузке, так и к следованию в поездах. Такие работы организуются в пунктах
подготовки вагонов под погрузку. Эти пункты, как правило, располагаются
непосредственно в самих пунктах погрузки или на станциях, предшествующих им. ТО
может быть также организовано и на станциях в районах разгрузки, т. е. перед
отправкой составов вагонов к местам погрузки;
ТР-1 — текущий ремонт грузовых груженых
вагонов без отцепки их от поездов по пути следования на станциях, где
расположены пункты технического обслуживания вагонов, с устранением
повреждений, износов и неисправностей, появившихся во время движения;
ТР-2 — текущий ремонт с отцепкой от
поездов грузовых вагонов для устранения неисправностей, которые невозможно
устранить за время стоянки поезда на станции с пунктом технического
обслуживания.
Техническое обслуживание пассажирских
вагонов производят в пунктах формирования и отправления поездов. При этом
устраняют все появившиеся неисправности. Техническое обслуживание пассажирских
вагонов выполняют также в поездах по пути следования за время стоянки по
расписанию. При этом устраняют неисправности и износы, которые появляются за
время движения поезда.
Порядок предъявления вагонов и поездов к
техническому обслуживанию и уведомления о годности вагонов и готовности
поездов, а также порядок осмотра и ремонта вагонов перед постановкой в поезд на
промежуточных станциях устанавливается начальником дороги.
Работники пункта подготовки вагонов к
перевозкам и пунктов технического обслуживания несут ответственность за
безопасность движения и проследование вагонов без отцепки от поезда в пределах
гарантийного участка, установленного начальником дороги, и должны своевременно
и в точном соответствии с технологическим процессом и графиком движения поездов
производить техническое обслуживание и ремонт вагонов. Кроме того, все вагоны
подвергают периодическому капитальному и деповскому ремонту. Капитальный ремонт
вагонов выполняют на вагоноремонтных заводах, которыми руководит Главное
управление по ремонту подвижного состава и производству запасных частей. На
этих же заводах модернизируют подвижной состав в соответствии с установленным
планом. В зависимости от типа вагонов и интенсивности их использования МПС
установлены межремонтные сроки капитального ремонта.
Между капитальными ремонтами вагоны
проходят деповский ремонт. Сроки деповского ремонта также устанавливает МПС.
Пассажирские цельнометаллические вагоны международного сообщения и вагоны с
установками для кондиционирования воздуха проходят ежегодный деповский ремонт
на вагоноремонтных заводах. Все пассажирские вагоны проходят единую техническую
ревизию через каждые шесть месяцев между плановыми видами ремонта.
Контейнеры ремонтируют в
специализированных вагонных депо.
Все виды периодического ремонта вагонов
и контейнеров выполняют в соответствии с правилами ремонта, утвержденными
Министерством путей сообщения.