18 марта 1860 г. на железных дорогах
нашей страны впервые в мире были установлены единые габариты приближения
строений и подвижного состава. Эти габариты выгодно отличаются от габаритов
зарубежных железных дорог, позволяя создавать вагоны с наибольшим объемом на
единицу длины.
Рисунок 15.16. Габарит Т подвижного состава: а – верхнее
очертание; б – нижнее.
Действующий ГОСТ 9238-83 установил шесть
единых для вагонов и локомотивов габаритов подвижного состава: Т, 1 -Т, 0-Т, 01
-Т, 02-Т, 03-Т и ввел два новых габарита — Тц и Тпp
Габарит Т, имеющий наибольшие размеры
ширины и высоты, предназначен для вагонов, обращающихся по отдельным замкнутым
направлениям реконструированных железных дорог СНГ, Балтии и Монгольской
Народной республики, сооружения и устройства которых отвечают требованиям
габарита приближения строений С.
По основному контуру, очерченному
сплошными линиями, строят вагоны электропоездов, а в последние годы и некоторые
грузовые вагоны. Границей размещения на вагонах сигнальных устройств, здесь,
как и в других габаритах, является пунктирная линия, а неответственных
выступающих частей (поручней, подлокотников, щитков и др.) — штрихпунктирная
линия.
Габарит 1-Т предназначен для вагонов,
допускаемых к обращению по всем железным дорогам СНГ, Балтии и МНР, а также по
подъездным путям промышленных и транспортных предприятий. По контуру,
показанному пунктирными линиями, вагоны могут строиться по распоряжению МПС с
учетом работ по переустройству негабаритных сооружений.
Габарит 1-ВМ предусмотрен для вагонов,
обращающихся по железным дорогам СНГ, Балтии и МНР, а также по отдельным
реконструированным магистральным линиям других стран-участниц Организации
сотрудничества железных дорог (ОСЖД), используемых для международных сообщений.
Для обеспечения беспрепятственного обращения вагонов в странах-участницах ОСЖД
проводилась работа по приведению железных дорог в соответствие с вводимыми
едиными габаритами для этих стран.
Рисунок 15.17. Габарит приближения строений С.
Габарит 0-ВМ предназначен для вагонов,
обращающихся по всем (кроме отдельных второстепенных участков) дорогам
стран-участниц ОСЖД.
Габарит 02-ВМ
(02-Т) предусмотрен для грузовых вагонов, обращающихся по всем железным дорогам
стран-участниц ОСЖД, а также железным дорогам ФРГ, Австрии, Югославии, Греции,
Дании, Турции и некоторых других стран Европы и Азии.
Габарит 03-ВМ
предназначен для вагонов, допускаемых к обращению по дорогам всех стран Европы
и Азии.