14.2.4
Виды ремонта и технического обслуживания локомотивов.
Для поддержания локомотивов в исправном
состоянии существует система технического обслуживания и ремонта. Эти опе¬рации
производятся после выполнения локомотивом установленных норм пробега или через
определенное время работы.
Повышение качества ремонта и сокращение
времени простоя в ремонте достигается путем специализации и кооперирования при
деповском ремонте. Наиболее эффективной формой организации ремонтного
производства является агрегатный метод. Он заключается в том, что изношенные
детали, узлы или агрегаты локомотива, стоящего в ремонте, заменяются заранее
отремонтированными.
Для локомотивов и моторвагонного
подвижного состава установлены следующие виды ремонта и технического
обслуживания: капитальный ремонт КР-1, КР-2, текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3 и
техническое обслуживание ТО-1, ТО-2, ТО-3 и ТО-4.
Целью технического обслуживания является
обеспечение работоспособности локомотивов в процессе эксплуатации.
Техническое обслуживание ТО-1
выполняется локомотивной бригадой в пути следования, а также в процессе приемки
и сдачи локомотива. При ТО-1 смазываются узлы и детали, проверяется прочность
соединений, ходовые части, тяговые электродвигатели, тормозное оборудование,
радиосвязь, автосцепка, электрооборудование, песочницы и другие части
локомотива.
Техническое обслуживание ТО-2
производится в пунктах технического обслуживания с использованием приборов
диагностики. При этом выполняются все работы в объеме ТО-1, а также
дополнительно проверяется последовательность срабатывания электрических
аппаратов, состояние аккумуляторных батарей, работа дизель-генераторов,
состояние букс колесных пар, рессорного подвешивания, тормозной рычажной
передачи. Электрические машины продуваются сжатым воздухом.
Техническое обслуживание ТО-3 производится
в депо приписки локомотива после пробега 210—400 тыс. км в зависимости от типа
локомотива. При ТО-3 выполняются все работы в объеме ТО-2, а также
дополнительно проверяется частота вращения дизеля на тепловозах, проверяется
герметичность секций холодильников и производится продувка их воздухом,
снимаются форсунки дизелей и испытываются на стенде, осматриваются поршни,
очищаются от нагара окна цилиндровых втулок дизеля, промываются или заменяются
фильтры, измеряется сопротивление изоляции силовых и вспомогательных
электрических цепей, проверяется крепление моторно-осевых подшипников и
подвесок тяговых двигателей, проверяются состояние и характеристики
токоприемников, осматриваются предохранители и контакторы высоковольтных цепей
и цепей управления, а также производятся другие работы.
Техническое обслуживание ТО-4
предусматривает обточку бандажей колесных пар без их выкатки из-под локомотива
с целью восстановления профиля поверхности катания бандажа.
Текущие ремонты ТР-1, ТР-2 и ТР-3
производятся в локомотивных депо. Текущий ремонт ТР-1 включает все работы,
предусмотренные ТО-3, кроме того осматриваются зубчатые передачи тягового
электропривода, проверяются зазоры моторно-осевых подшипников. Выполняется
ревизия автоматических тормозов, снимаются, очищаются и проверяются
турбокомпрессоры тепловозов. Настраиваются регуляторы напряжения, реле
обратного тока. Снимаются, очищаются и ремонтируются дугогасительные камеры,
контакторы и быстродействующие выключатели. Проверяется производительность
компрессоров, работа песочниц, тщательно осматриваются ходовые части.
Текущий ремонт ТР-2 предусматривает
выполнение операций в объеме ТР-1, кроме того при необходимости производится
обточка колесных пар без выкатки из-под локомотива, выполняются разъединение и
ревизия сочленения электровозных тележек. Производится подъем кузова для
ревизии пятниковых узлов, проверяются фрикционные аппараты автосцепки. После
ТР-2 тепловозы подвергаются полным реостатным испытаниям.
При текущем ремонте ТР-3 выполняются все
работы в объеме ТР-2, а также ревизия подшипников электрических машин, пропитка
обмоток, проточка и продороживание коллекторов. Тележки выкатываются,
разбираются и ремонтируются. Выполняется освидетельствование колесных пар и
обточка бандажей, аккумуляторы снимаются и ремонтируются.
Капитальный ремонт локомотивов
выполняется на локомотиворемонтных заводах. При капитальном ремонте КР-1 с
локомотива снимаются тяговые двигатели, вспомогательные машины и аппаратура.
Производится ремонт изношенных частей или их замена. Обмотки электрических
машин пропитываются, колесные пары подвергаются полному освидетельствованию,
бандажи колес при необходимости меняются. Производится также смена
аккумуляторных батарей. Локомотив окрашивается внутри и снаружи.
Капитальный ремонт КР-2 производится с
полной разборкой локомотива и необходимой заменой или восстановлением полного
ресурса всех агрегатов, узлов и деталей. Выполняется также необходимая
модернизация.
Для того чтобы оценить объем работы и
качество использования локомотивов, эксплуатационную работу локомотивного
хозяйства и его линейных предприятий, а также предусмотреть необходимые расходы
по перевозкам, применяется система количественных и качественных показателей.
К количественным показателям работы
локомотивов относятся: пробег в локомотиво-километрах; время работы в
локомотиво-часах; объем перевозок в тонно-километрах брутто. Количественные
показатели служат основанием для расчета парка локомотивов, программы ремонта,
численности работников, потребности в топливе или электроэнергии.
Качественные показатели характеризуют
степень использования локомотивов. К ним относятся расчетная, средняя,
унифицированная и критическая масса поезда; техническая, участковая, ходовая и
маршрутная скорость; среднесуточный пробег, полный и эксплуатационный оборот,
коэффициент потребности локомотивов.
Улучшение качественных показателей
работы локомотивов приводит к снижению себестоимости перевозок, повышению
производительности труда, сокращению потребности в подвижном составе,
уменьшению численности работников.