12.5. Машины и механизмы текущего содержания и ремонта пути.

К средствам механизации путевых работ относятся путевые машины, механизированный инструмент и оборудование.

ПУТЕВЫЕ МАШИНЫ предназначены для сооружения верхнего строения пути при стро­ительстве и реконструкции ж. д., а также для выполнения всех видов работ при текущем содержании ж.-д. пути. Путевые машины при­меняют для ремонта земляного полотна, балластировки пути, очистки балластного слоя, замены элементов пути и стрелочных пере­водов, выправки пути и уплотнения балласта, сварки рельсов в пути, их шлифовки, транс­портировки материалов и персонала, погрузки и выгрузки материалов, очистки и уборки сне­га и засорителей. По способу выполнения ра­бот различают машины тяжелого типа (не­съемные) и легкого типа (съемные). Для ра­бочих органов и передвижения путевых ма­шин используются следующие типы привода: гидравлический, пневматический, электриче­ский, от двигателя внутреннего сгорания с ме­ханической передачей. В зависимости от хо­дового оборудования машины строят на же­лезнодорожном, гусеничном, пневмоколесном или комбинированном ходу. Несъемные ма­шины на ж.-д. ходу относятся к специальному подвижному составу, который делится на са­моходный, имеющий автономный двига­тель с тяговым приводом в транспортном ре­жиме, и несамоходный (без тягового двигателя в транспортном режиме), включа­емый в состав хозяйственных поездов.

Работы по текущему содержанию и ре­монтам пути, связанные единой технологией, местом и временем производства отдельных операций, выполняются комплексом машин поточным методом. Использование комплек­сов машин позволяет сократить общее вре­мя закрытия перегона, уменьшить трудо­емкость и улучшить качество работ, обеспе­чить повышение скоростей движения поездов после завершения работ. На отечественных ж. д. при производстве путевых работ при­меняют следующие комплексы: для ремон­та и содержания водоотводных сооружений, обочин и междупутий; замены рельсошпаль­ной решетки или стрелочных переводов; глу­бокой очистки щебня или замены материала балластной призмы; выправки и стабилиза­ции пути.

Рис. 12. 3. Схема струга-снегоочистителя СС-1М: 1 - ферма; 2 — хозяйственная кабина; 3, 4 - телескопические распорки, 5 — откосное крыло, 6 - телескопическая наклонная тяга; 7 - тяга; 8 - пневмоцилиндр раскрытия крыла, 9 - портальная рама; 10 - кабина управления, 11 - снегоочистительное устройство

Таблица 12. 2. Технические характеристики путевого струга

Основные параметры

СС-1М

СС-1

МОП

Скорость, км/ч: земляные работы

До 15

До 10

До 5

-при очистке снега

80

40

Наибольший вылет бокового крыла от оси пу­ти, м

 

 

 

7,75

7,5

7,5

Толщина    очищаемогослоя снега, м

Ширина    очищаемого слоя снега, м

Масса, т

Экипаж, чел.

2

2

1

5,2

5,2

3,1

100

92

63

2

2

2

Машины для ремонта земляного полотна имеют активные (в виде роторов) и пассивные (в виде отвалов) рабочие органы. С их по­мощью выполняются работы по срезке и пла­нировке поверхностей земляного полотна, очистке и нарезке водоотводных сооружений; машины с отвалами используются также в зим­ний период для очистки снега. Наибольшее распространение получили путевые струги различных конструкций, в т. ч. струги-снегоочистители (рис.12.3, таблица 12.2), и ротор­ные машины СЗП-600, МНК-1 и КТМ. Пу­тевой струг перемещается подталкиванием ло­комотивом, от которого поступает также сжа­тый воздух для пневматической системы уп­равления рабочими органами.

 

Рис. 12.4. Двухпутный плужный снегоочиститель СДП: 1 — козырек: 2 — передний щит; 3 — тележка; 4 — кузов; 5, 6 — боковые крылья; 7 — цепная растяжка; 8, 9— пневмоцилиндры поворота крыльев; 10 — угловое крыло

Рис. 12.5. Самоходный снегоуборщик: 1,6 — кабины; 2 — привод конвейера; 3, 4, 5 — конвейеры: разгрузочный, накопитель, питатель; 7— боковые кры­лья со щетками; 8 — щеточный барабан-питатель; 9, 11 — тележки; 10 — выб­росной ротор; 12 — дизель-электростанция; 13 — компрессорная установка

Роторные машины перемещаются тяговым модулем (УТМ), от которого они также питаются электроэнергией. Машина СЗП-600 (рис 12.6), в отличие от других роторных машин, имеет вагон сопровождения (ВП-1) для обслуживания рабочей бригады. Производительность машины 200 м3/ч; рабочая ско­рость до 3 км/ч; максимальный вылет ротора от оси пути 7,5 м; вылет плуга 5,5 м, экипаж комплекса 4 чел.

Рис 12.6. Машинный комплекс (а) и схема машины СЗП-600 (б). 1 – машина СЗП-600, 2 – тяговый модуль УТМ-1, 3 – вагон сопровождения ВП-1, 4 – поворотный конвейер, 5 – рама, 6 – стрела ротора, 7 – основной конвейер, 8 – ротор, 9 – крылья плуга, 10 – стрела плуга, 11 – трехосная тележка, 12 – кабина обслуживающего персонала, 13 – стабилизирующие опоры, 14 – бункер, 15 – опоры

Машины для балластировки и подъемки пути предназначены для подъемки рельсошпальной решетки и формирования балласт­ной призмы. Одной из первых машин, положивших начало механизации путевых работ в России, был балластер с пневмомеханиче­ским приводом, созданный в 1930-х гг.

Рис. 12.7. Электробалластер ЭЛБ-ЗМК 1,9- основной и дополнительный дизель-электрические агрегаты; 2, 6, 11 - кабины, управления механизмами направляющей секции, центральная и хозяйственно-бытовая, 3, 10 - насосные станции; 4, 8 - фермы направляющей и рабочей секций; 5, 24 - межферменные связи и сферический шарнир соединения секций, 7 - нижний пост управления, 12 - автосцепки; 13, 26, 32 - ходовые тележки, задняя, средняя сочлененная и передняя, 14 - шпальные щетки; 15, 20, 22, 29 - тележки рихтовочной контрольно-измерительной системы, 16 ~ рабочий орган динамической стабилизации пути; 17 - устройство для пробивки балласта в шиальных ящиках, 18 -подъемно-рихтовочное устройство с электромагнитными роликовыми захватами; 19 - балластерные рамы; 21, 28, 30 -пассивные и активные рельсовые щетки; 23 - прижимное устройство; 25 - трос-хорда рихтовочной системы; 27 -уплотнители балласта, 31 – дозатор

На отечественных ж. д. в основном применяются более совершенные машины с электрифици­рованным приводом рабочих органов - элект­робалластеры, оборудованные подъемно-рих-товочным устройством и дозатором, позволя­ющие производить подъемку пути на балласт с одновременной дозировкой балласта, его планировкой, уплотнением и сдвижкой пути (рис. 12.7).

Основные технические характе­ристики электробалластера ЭЛБ-3: высота подъемки пути 35 см, сдвиг пути 25 см, ра­бочая скорость 5-15 км/ч, масса 120 т, экипаж 2 чел.

Рис. 12.8 Планировщик балласта 1 - рама, 2 – колесная пара, 3 - рессорное подвешивание, 4 - авто­сцепка, 5 - кабина, 6 -центральный плуг, 7 - бо­ковой плуг, 8 - тоннели, 9 - подборщик

Самоходные планировщики балласта ПБ (рис. 11. 14) выполняют перераспределение балласта

поперек и вдоль пути, а также очи­стку поверхности шпал и рельсовых скрепле­ний от щебня. Транспортная скорость 80 км/ч; скорость при работе центральным плугом 20, боковым плугом - 6, подборщиком - 2 км/ч; максимальная ширина захвата центральным плугом 3,6, боковым - 6,4, подборщиком -2,6 м; мощность двигателя ок. 180 кВт; мас­са 30 т; экипаж 2 чел.

Специальный подвижной состав служит для доставки материалов при формировании балластной призмы (хоппер-дозатор, рис 12.9.) и отсыпке земляного полотна (вагон-самосвал, рис. 12.10.), для перевозки и последующей выгрузки засорителей при работе машин для глубокой очистки щебня и ремонта водоот­водов (рис. 12.11.), а также для доставки рельсовых плетей к местам их укладки при создании бесстыкового пути.

Рис. 12.9. Хоппер-доза­тор ЦНИИ-ДВЗ-М 1 - ку­зов, 2 - торцевая стенка кузова, 3 - пневмоцилиндр, 4 - пульт управления, 5, 6 - рабочая и тормозная магистраль, 7 - ходовая те­лежка, 8 - механизм регу­лирования высоты дозиро­вания, 9 - разгрузочно-дозирующее устройство, 10 -оборудование тормозной системы, 11 - автосцепка

 

Рис. 12.10. Вагон-самосвал (думпкар) 1- автосцепка, 2 - ходовая тележка, 3 - опорное устройство, 4 -разгрузочный пневмоцилиндр, 5 - кузов, 6 - рама

Рис. 12.11. Состав для перевозки засорителей  1 - технологические машины, 2 - площадки, 3, 5 - наклонные транс портеры, 4 - промежуточные полувагоны, 6 - кабина управления, 7 - выгрузочный поворотный транспортер, 8 ~ концевой полувагон

Машины для очистки щебня и замены балласта. Очистка щебня осуществляется машинами на глубину не менее 25 см под шпа­лой с погрузкой засорителей на специальный подвижной состав. С помощью этих машин можно также производить вырезку балласта для замены его на щебень. Все машины для глубокой очистки щебня имеют одинаковую принципиальную конструкцию и оснащены выгребной цепью и плоским двух- или трехъярусным грохотом. Схема одной из та­ких машин приведена на рис. 12.12; характеристики даны в таблице 12.3.

Рис. 12.12. Щебнеочистительная машина СЧ-601 1 - рама; 2,3 - тележки; 4 - выгребное устройство; 5 - приемочный бункер; 6 - конвейер для подачи вырезанного щебня; 7 - грохот; 8 - конвейер для подачи засорителей; 9 - поворотный конвейер; 10 - накопитель; 11 — распределитель щебня; 12 - подъемное устройство рельсошпальной решетки, 13 -измерительная система; 14 - кабина управления; 15 - гидроцилиндр установки уровня выгребного устройства; 16 -электродвигатели привода выгребной цепи, 17 - поперечный конвейер

Таблица  12.3. Технические характеристики машин для очистки щебня

Основные

показатели

СЧ-600

СЧ-601

ЩОМ-6БМ

СЧУ-800

РМ-80

Назначение

Очистка щебня или замена балласта на главных и станционных путях

Очистка щебня на

стрелочных переводах

Тяговый агрегат, кВт

400-630

630

630

800

Самоходная

Производительность,

м3

450

500

550

650

450

Максимальная ширина

вырезки, м

4,25

5

5,2

5,5

7,7

Глубина вырезки, м

0,65

0,65

0,65

0,9

0,6

Масса   машины, т

76

76

91

 

91

Экипаж, чел.

4

4

4

5

5

Машины для укладки путевой решетки.

Замена рельсошпальной решетки или стре­лочных переводов производится комплектом машин и оборудования. Поезд для замены решетки состоит из локомотива, укладочно­го крана УК-25/9-18 (рис. 12.13), платформ с роликовым конвейером и устройств для закрепления звеньев и самоходной моторной платформы МПД-2 (рис. 12.14) для передвижения хвостовой части и перетягивания па­кетов звеньев (см. таблицу 12.4.). Поезд для за­мены стрелочных переводов помимо локомо­тива и укладочного крана УК-25С включает комплект платформ для транспортировки бло­ков стрелочного перевода, часть из которых имеет поворотную раму для крепления блоков с длинными брусьями. При транспортировке рама приводится в наклонное положение, а при укладке блоков - в горизонтальное.

 

Рис. 12.13. Укладочный кран УК-25/9-18: 1,9- трех­осные тяговые тележки; 2 - рама; 3 - силовая установка; 4 - пульт управления платформой; 5 - кабина управления, 6 - электрооборудование платформы; 7, 13, 15 - лебедка; 8 - грузовая траверса; 10, 11 - блок; 12 - стрела; 14 -пульт; 16 - средняя поперечная балка; 17 - ограничитель грузоподъемности; 18 - откидные балки; 19 - каретка пор­тала; 20 - гидроцилиндры подъема стрелы; 21 - стойка портала; 22 - ограждение; 23 - роликовый конвейер; 24 -электрооборудование на стреле

 

Рис. 12.14. Моторная платформа МПД-2 1 - двухосная тяговая тележка, 2 - рама, 3 - лебедка, 4 - автосцепка с поглощающим аппаратом, 5 - кабина управления, 6 -пульт управления, 7 - стойка портала, 8 - компрессор, 9 - водяной и масляный ра­диаторы, 10 - дизель, 11 -генератор, 12 - роликовый конвейер, 13 - тяговый элек­тродвигатель, 14 - осевой редуктор, 15 - колесная пара

Основные показатели

УК-25/9-18

УК-25СП

МПД-2

Производительность на пути, км/ч

- с деревянными шпалами

- железобетонными шпалами

 

1000

750

 

-

-

 

-

-

Производительность, компл /ч

-

0,33

-

Грузоподъемность, т:

- платформы

- грузовой лебедки

 

40

18

 

40

20

 

60

-

Лебедка для передвижения пакетов:

- скорость, м/с

- тяговое усилие, кН

 

0,4

29,4

 

0,4

29,4

 

0,45

58,8

Скорость  передвижения, км/ч;

- в рабочем режиме

- самоходом в транспортном режиме

- в составе поезда

 

5

20

80

 

5

20

80

 

5

30

80

Максимальная сила тяги, кН

63

63

90

Масса, т

102

98

42

Таблица 12.4 – Характеристика машин для укладки путевой решетки

Рельсосварочные машины (стационарные и передвижные) применяются для сварки рельсов и бесстыковых плетей на рельсосва-рочных предприятиях и непосредственно на перегоне (или стационарных путях) при ре­монте и устройстве бесстыкового пути, удлинения плетей и т. п. Сварка осуществляется электроконтактным способом; основана на на­гревании торцов свариваемых рельсов элек­трической дугой, создаваемой током большой силы и низкого напряжения. Передвижные рельсосварочные самоходные машины ПРСМ оборудованы контактно-сварочной головкой и монтируются на 4-осной платформе, на которой установлены 2 портальные рамы со стре­лой (рис. 12.15). Мощность силовой установ­ки 200 кВт; производительность до 10-12 сва­риваемых стыков в 1 ч; масса 36,5-62 т.

Рис. 12.15. Путевая рельсосварочная самоходная машина ПРСМ-3. 1 - рама машины, 2 - ходовая тележка, 3 - пор­тальная качающаяся рама, 4 - стрелы, 5 - электрическая таль, 6 - контактно-сварочная головка, 7 - шкаф с элект­росварочной аппаратурой, 8 - насосная станция, 9 - охлаждающий агрегат, 10 - насосная установка системы охлаж­дения; 11 - расходный топливный бак, 12 - генератор, 13 - пускорегулирующие сопротивления, 14 - дизель, 15 -система выхлопа дизеля, 16 - водяной и масляный радиаторы, 17 - аккумуляторные батареи, 18 - кузов, 19 - кабина управления, 20 - пульт управления, 21 - контроллер, 22 - сиденье машиниста, 23 - запасной топливный бак, 24 -тормоз, 25 - осевой редуктор, 26 - тяговый электродвигатель, 27 ~ колесная пара, 28 - рессорная подвеска, 29 -рама тележки, 30 - ручной тормоз, 31 - компрессор, 32 - электродвигатель, 33 - лебедка для подтягивания рельсов

Рис. 12.16. Выправочно-подбивочно-рихтовочная машина непрерывно-циклического действия Дуоматик 09-32 1 - по­луприцепная платформа, 2, 5 ~ кабины машиниста и оператора, 3 - нивелировочная контрольно-измерительная система, 4 - корпус с силовым агрегатом, трансмиссией, гидропередачей, тормозной системой, 6 - автосцепка, 7, 12, 16, 18, 20 - передняя, измерительная, контрольно-измерительная, контрольная и задняя тележки контрольно-измерительной системы, 8 - мерный каток с датчиком пути, 9, 17 - тяговая и бегунковая ходовые тележки, 10 - спутник, 11 -подъемно-рихтовочное устройство, 13 - подбивочные блоки, 14 - уплотнители балласта у торцов шпал, 15, 19 -приводные колесные пары

Поезда для шлифовки рельсов. Шлифо­вание головки рельса производится для формирования ее поперечного профиля и ликви­дации неровностей в продольном профиле. Рельсошлифовальный поезд РШП состоит из тягового модуля и трех вагонов; оснащен измерительной и управляющей системой. Шлифование осуществляется абразивными круга­ми, которые могут устанавливаться под раз­ным углом относительно поверхности головки рельса. Управление системой шлифовки про­изводится бортовыми компьютерами по спе­циальным программам. Основные характери­стики шлифовального поезда РШП-48: число шлифовальных кругов - 48; мощность энерго­установки ок. 1300 кВт; мощность привода кру­га - 15-18 кВт; скорость движения в транс­портном режиме - 80, при измерительной по­ездке - 10, в рабочем режиме - 4-8 км/ч; съем металла за проход 0,1-0,2 мм.

Машины для выправки пути и стрелоч­ных переводов. Машины для выправки пути предназначены для установки рельсошпаль­ной решетки в заданное положение в плане (рихтовки), продольном профиле и по уров­ню. Выправка может осуществляться цикли­ческим способом, когда за одну операцию подбивается одна или несколько шпал (машина ВПР-02); циклично-непрерывным, когда ра­бочие органы машины действуют циклично, а подвижной состав, на котором они смон­тированы, движется непрерывно вдоль пути (машина Дуоматик, рис   12.16); непрерывным - рабочие органы машины перемещают­ся без остановки вдоль пути (машина ВПО-3-3000). Машины для выправки стре­лочных переводов (ВПРС-02, Унимат) рабо­тают только циклами (рис. 12.17). Машины Дуоматик и Унимат оборудованы бортовой компьютерной контрольно-измерительной си­стемой, позволяющей вести выправку пути в автоматическом режиме после измерительной поездки со скоростью 10 км/ч. В последние годы подобными системами оборудуются так­же машины ВПР-02 и ВПРС-02. Характери­стики выправочных машин приведены в таб­лице 12.5.

Рис. 12.17. Выправочно-подбивочно-рихтовочная машина для стрелочных переводов ВПРС-02. 1 - полуприцепная платформа, 2 - дополнительный топливный бак, 3, 7, 14 - кабины машиниста, оператора и рабочая, 4 - рама 5 - дизельный агрегат, 6 - торосы нивелировочной измерительной системы, 8 - автосцепка, 9, 20, 23 - передняя, контрольно-измерительная и задняя тележки контрольно-измерительной системы, 10 - мерный каток с датчиком пути, 11, 18 - тяговая и бегунковая тележки, 12 - трансмиссия, 13 — трос-хорда рихтовочной контрольно-измери тельной системы, 15 - подъемно-рихтовочное устройство, 16 - нивелировочно-рихтовочное измерительное устрой­ство, 17 - одношпальные подбивочные блоки, 19 - уплотнители балласта у торцов шпал, 21 - опора платформы, 22 - колесная пара

Динамический стабилизатор пути (рис. 12.18.) служит для ускоренной и контроли­руемой по продольному профилю и уровню стабилизации ж.-д. пути после глубокой очи­стки балластной призмы и выправки. Дина­мический стабилизатор имитирует поездную нагрузку, воздействуя в виброобжимном ре­жиме на балластную призму через рельсошпальную решетку; при этом происходит переупаковка частиц и уплотнение балласта.

Таблица 12.5. Технические характеристики выправочных машин

Параметры

ВПР-02

ВПРС-02

Дуоматик

09-32

Унимат

ВПО-3-3000

Способ выправки

цикличный

циклично-

непрерывный

цикличный

непрерывный

Производительность:

шпал/ч

стрелочных переводов/ч

 

1400

 

 

1,2

 

2200

 

 

0,8

 

до 3600

Мощность дизеля, кВт

220

220

360

360

200

Число подбиваемых одновременно шпал, шт.

2

1

2

1

5

Высота подъемки и сдвижки, мм

100

100

100

100

100

Транспортная скорость, км/ч

80

80

90

100

100

Масса, т

56

54

70

72

93

 

Рис. 12.18. Динамический стабилизатор пути ДСП-С 1,4- кабины управления, 2 - рама, 3 - дизельный силовой агрегат, 5 - автосцепки, 6, 14 - тяговая и бегунковая ходовые тележки, 7, 13 - концевые стойки стрелографа, 8 -трансмиссия, 9 - измерительное устройство продольного профиля, 11 - нивелировочный трос-хорда, 12 - виброблок

Рабочие органы стабилизатора состоят из виб­роблоков, снабженных ребордчатыми роли­ками и роликовыми захватами, удерживающи­ми путевую решетку в заданном положении. Производительность 1-2 км/ч; степень уплот­нения балласта (осадка пути за один проход по отношению к осадке после пропуска 1 млн. т груза) 60%; погрешность выправки пути по уровню ±2 мм (в продольном про­филе 1%), в плане - 3—5 мм; мощность ди­зеля 230 кВт; транспортная скорость 80 км/ч.

Машины для очистки пути от снега де­лятся на снегоочистители и снегоуборочные. Наиболее распространены плуговые и ротор­ные снегоочистители. Плуговой снегоочиститель представляет собой специальный вагон, лобовые части которого оборудованы снегоочистительными устройствами. Плуговые сне­гоочистители могут быть однопутными, от­брасывающими снег в обе стороны от колеи, и двухпутными, перемещающими снег в по­левую сторону пути. На отечественных ж. д. в основном используются двухпутные снего­очистители СДП, имеющие следующие ха­рактеристики: глубина очищаемого слоя снега около 1 м; ширина захвата при раскрытых крыльях 4,95 м, при закрытых крыльях - 3,18 м; рабочая скорость до 70 км/ч; транс­портная скорость 80 км/ч; длина по осям ав­тосцепок ок. 18 м; масса 84 т.

Модернизированные снегоочистители СДП-М имеют усовершенствованную конст­рукцию переднего щита, позволяющую умень­шить время его перевода из рабочего в транс­портное положение. Внизу щита над рельсами вместо ножей установлены тросовые щетки. Снегоочиститель СПУ-Н является универ­сальным и может работать в однопутном и двухпутном режиме. Для улучшения очистки межрельсового пространства в базе снегоочи­стителя установлен дополнительный плужок.

Роторные снегоочистители предназначены для расчистки глубоких заносов. Рабочими органами у них служат роторные устройства, которые срезают и захватывают снег лопастями с отбросом его в сторону от пути. На ж. д. в основном работают двух- и трехроторные, а также фрезерно-роторные снегоочисти­тели (таблица 12.6). Трехроторные снегоочисти­тели имеют один выбросной ротор и два ро­тора-питателя, расположенные один над дру­гим, что позволяет увеличить высоту убира­емого слоя снега. Крылья снегоочистителя увеличивают ширину разрабатываемой тран­шеи при втором проходе. Во фрезерно-роторном снегоочистителе вместо роторов уста­новлены одна над другой две фрезы со спи­ральными режущими элементами, которые подают снег на выбросной ротор.

Таблица 12.6.  Технические характеристики снегоочистителей

Основные параметры

Трехроторный

Фрезерно- роторный

Двухроторный

Производительность, м3

7500

13000

6000

Толщина очищаемого слоя, м

4,5

4,5

3

Ширина разрабатываемой траншеи, м

- при закрытых крыльях

- при открытых крыльях

- поверху

- то же понизу

3,4

 

 

6

5

3,5

 

 

6,4

4

3,4

 

 

6

5,1

Дальность отброса снега, м

50

40

50

Масса, т

100

92

90

Машины для очистки станций от снега оснащены устройствами для очистки, погруз­ки, накопления и выгрузки. Наибольшее рас­пространение получили снегоуборочные поез­да с головной машиной СМ-2 и их модифи­кациями. Снегоуборочный поезд состоит из головной машины, которая производит очи­стку и погрузку снега, нескольких проме­жуточных вагонов, оборудованных транспор­терами для накопления и передвижения по­груженного снега, и концевого вагона с вы­грузочным устройством. В качестве заборного органа машин СМ используется ротор-пита­тель с гибкими тросовыми или проволочными лопастями, наряду с ним на машине имеется ножевой забор. Для очистки снега на головной машине установлены крылья, оснащенные в нижней части вращающимися щетками На головной машине имеется дизель-генератор­ная установка для питания всех рабочих ор­ганов и транспортеров снегоуборочного поез­да Машина также снабжена устройством для сколки льда На концевом вагоне снегоубо­рочного поезда для выгрузки снега установлен выбросной транспортер. Кроме снегоубороч­ных поездов, на дорогах для очистки горловин применяют самоходные одновагонные маши­ны СМ-5, в качестве выгрузочного устройства которых используется выбросной ротор.

Подъемно-транспортные машины. В каче­стве подъемно-транспортных машин на ж.д. используются главным образом дрезины и мотовозы, оборудованные крановыми установками. В пу­тевом хозяйстве в настоящее время основной парк этой техники составляют дрезины ДГКУ и погрузочно-транспортные мотовозы МПТ-4 и МПТ-6 (рис 12.19, таблица 12.7)

 

Рис. 12.19. Погрузочно-транспортный мотовоз MПT-4 1- грузоподъемный кран, 2 - кабина, 3 -транспортные растяжки, 4 - двигатель, 5 - электрооборудование, 6 - рама, 7 - топливные баки, 8 - ходовые части, 9 - рессорное подвешивание, 10 -песочницы, 11 - гидропередача, 12 - пневматическая система, 13 - выключатель рессор, 14 - борта и подножки, 15 - аутригер, 16 – путеочиститель

Таблица 12.7.  Технические характеристики подъемно-транспортных машин

Основные показатели

ДГК

МПТ-4

МПТ-6

Грузоподъемность, т

- платформы

- крана

 

6

1,7-3

 

8

2,2-5

 

12

0,2-6,3

Вылет стрелы, м

5,8

7,5

8,5

Масса прицепного состава, т

- на перегоне

- при маневрах

 

60

300

 

60

300

 

60

400

Длина по осям авто­сцепок, м

12,58

13

13,4

Максимальная   ско­рость, км/ч

80

100

110

Число пассажиров

5

11

13

 

Путевой инструмент и оборудование

Применяют при текущем содержании, ремонте и строительстве ж.-д. пути для производства следующих операций уплотнение (подбивка) шпал, завинчивание и отвинчивание гаек болтов рельсовых скреплений, за­кручивание и откручивание путевых шурупов, резка и сверление отверстий в рельсах; за­бивка и выдергивание из шпал костылей; шли­фовка рельсов и крестовин; подъемка и сдвижка рельсошпальной решетки; разгонка рельсовых зазоров и др. По типу использу­емого привода (двигателя) различают элект­ро-, гидро-, пневмо- и бензоинструмент; по принципу действия исполнительных органов - путевой инструмент вибрационного, ударного и др. действия.

Для резки обыкновенных рельсов в поле­вых условиях используют электрические рельсорезные станки с ножовочным полот­ном, для закаленных рельсов - станок с электрическим или бензиновым (рис 12.20) дви­гателем и отрезным абразивным диском (таблица 12.8).

Рис. 12.20. Рельсорезный станок РР80 1 - бензиновый двигатель с приводом, 2 - винт, 3 - пружина, 4 - крон­штейн, 5 - защитный кожух, 6 - болт, 7 - нажимная шайба, 8 - отрезной круг, 9 - направляющая рама с вин­товым зажимом

Таблица 12.8. Технические характеристики рельсорезных станков

Показатели

РМК

РР80

РА2

РМ5ГМ

Способ резки

Абразивный

Ножовочный

Тип и закалка рельсов

Всех типов с объемной за закалкой

Всех типов без объ­емной закалки

Размеры режущего инструмента, мм.

n 300х3х32

n 400х4х32

n 400х4х32

400 или 450

Количество резов

4

4

3

5

Время реза, мин

5

2

1

11

Тип привода

Двигатель внутреннего сгорания

Электрический

Мощность, кВт

3,7

4,8

5,5

1,5

Размеры, м.

0,83х0,62х0,68

0,74х0,73х0,51

1,06х0,6х1,03

1,47х0,5х0,46

Масса, кг.

35

31

83

90

Рельсосверлильные станки предназначены для образования отверстий в шейке рельса для стыковых болтов и соединителей для пропуска сигнального или тягового тока.  Сверление стыковых отверстий в шейках обыкновенных рельсов производят электрическим   рельсосверлильным   станком (рис. 12.21), а в шейках закаленных рельсов - станком с автоматической подачей сверла.

Для шлифования поверхностей катания наплавленных концов рельсов применяют переносную электрическую рельсошлифовалку, абразивный (шлифовальный) круг которой непосредственно соединен с ротором электро­двигателя. Шлифовка элементов стрелочных переводов, снятие боковых накатов на рельсах и ликвидация неровностей на рабочих поверх­ностях рельсов, крестовин и остряков осуще­ствляется рельсошлифовальными станками (таблица 12.9, рис. 12.22).

 

Рис. 12.21. Рельсосверлильный станок 1024В 1 - бачок для охлаждающей жидкости, 2 - рама; 3 - ре­дуктор; 4 - электродвига­тель; 5 - рукоятка-махови­чок, 6 - трещоточный ключ, 7 - винт подачи, 8 -траверса-1айка; 9 - стойка; 10 - направляющая штан­га, 11 - ручка, 12 - непо­движный упор, 13 - съем­ный упор; 14 - литая ко­лодка; 15 - эксцентрик, 16 - рукоятка

Рис. 12.22. Рельсошлифовальный станок СЧР 1 - приводной электродвигатель, 2 - рукоятка, 3 - маховик, 4 - винт, 5 - гайка, 6, 13, 20, 21 - стяжки, 7 - выключатель, 8 - амортиза­тор, 9 - дополнительная опора, 10 - кабельная витка, 11 - винтовая стяжка, 12 - палец, 14 - ролик, 15 - болт, 16 - опор­ный ролик, 17 - роликовая опора, 18 - ролик дополни тельной опоры, 19, 24 - на­правляющие, 22 ~ малый и большой     ограничивающие ролики, 23 - роликовая кас­сета, 25 - фиксатор, 26 - эксцентриковый зажим.

Механизированный путевой инструмент для работы с рельсовыми скреплениями вклю­чает различные гаечные ключи и шуруповерты (рис. 12.23), костылезабивщики и костылевыдергиватели (таблица 12.10).

Рис. 12.23. Шурупогайковерт ШВ2М 1 - рукоятка, 2 - переключатель, 3 - рычаг переключателя, 4 - электродвигатель, 5 - кабельная вилка, 6 - предохранительный захват, 7 - наконечник для шурупов, 8 - корпус редак­тора, 9 - тележка, 10 - винт зажима оси, 11 - фиксатор, 12 - пружина, 13 - тяга, 14 - колонка, 15 - ролик те­лежки

Для подбивки балласта под шпалами при­меняются вибрационные электрические шпалоподбойки (ЭШП), работа которых основана на использовании колебательных движений подбойника, уплотняющего балласт под шпалами. Электрический привод ЭШП снабжен дебалансным вибратором направлен­ного действия. Сила, возмущающая колебательные движения, возникает в результате вращения вала ротора электродвигателя с дебалансом. Мощность электродвигателя 520-550 Вт, рабочая частота 50 Гц, масса ок. 19 кг (таблица 12.11).

Таблица  12.9. Технические характеристики рельсошлифовальных станков

Показатели

МРШЗ

2152

СЧР

Назначение

Ручная шлифовалка

Шлифовка элементов стре­лочных переводов и концов рельсов, в т. ч. с исполь­зованием копиров

Чистовая шлифовка поверхности   и   боковых граней головки рельса

Мощность двигателя, кВт

0,4

1,7

1,7

Диаметр шлифовального круга, мм

200

250

150

Габаритные размеры, м

0,48x0,25x0,21

1,47x1,01x1,78

2,4x1,76x0,87

Масса, кг

11,5

58

95

При выполнении путевых работ широко применяется гидравлический путевой инструмент: домкраты (рис. 12.24) - для подъ­емки и вывешивания рельсошпальной ре­шетки при подбивке шпал (грузоподъем­ность 80-490 кН, вы­сота подъема 0,1-0,3 м); рихтов­щики - для выправ­ки (рихтовки) пути с поднятой путевой решеткой (распорное усилие в гидроцилин­дре 59 кН, ход штока 0,1 м); разгонщики зазоров (рис. 12.25) - для регули­ровки зазоров в рель­совых стыках (макси­мальное усилие раз­гонки    250-300 кН, величина   раздвижки     0,1-0,3 м); натяжители рельсовых плетей с приводом от ручного насоса или гидравлической станции (рис. 12.26), имею­щие усилие раздвижки 700-1000 кН, подтя­гивания –300-614 кН, величину раздвижки до 0,33-0,38 M.       

 

Таблица 12.10. Путевой механизированный инструмент

Показатели

Эк1М

КПУ

ШВ2М

КШГ1

КШГ1Б

ЭПКЗ

КВД1

Назначение

Гаечный ключ для стыковых болтов

Гаечный ключ для стыковых, клеммных и закладных болтов, свер­ления шпал

Шурупогай­коверт для закладных и клеммных болтов, свер­ления шпал

Шурупогаеч-ный ключ для клемм­ных и за­кладных болтов, шу­рупов

Электро-пнев-матичес-кий костыле­забивщик

Электро-гидравлический костылевы-дерги-ватель

Мощность электродви­гателя, кВт

0,64

0.64

1,7

3/6,6

0,9

0,4

Крутящий момент, Нм

600

до 600

до 450

до 1100

-

-

Время опера­ции, с

4

4

4-11

6-11

5

5

Габаритные размеры, м

0,67x0,6x0,8

0,81x0,65x0,82

1,17x1,77x0,66

1,7x0,61x0,84 1,74x0,61x0,8

0,92x0,41x0,24

0,31x0,43x0,8

Масса, кг

27

27

63

110

24

20

 

Таблица 12.11 – технические характеристики инструмента

Показатели

ЭШП9

ЭШП9М2

ЭШП9МЗ

Мощность двигателя, Вт

520

550

550

Рукоятка

Жесткая с резиновыми насадками

Сборная с резиновыми упругими элементами

Тип выключателя

Отсутствует

ПВЗ-10

Габаритные размеры, м

1,2x0,2x0,575

Масса, кг

19,8

18,5

18,5

 

Рис. 12.24. Домкрат ПДР-8

Рис. 12.25. Легкий разгонщик зазоров РЛ-12 1 - клин; 2 - рукоятка для переноски и установки; 3 - рабочая рукоятка насоса; 4 - вороток спускного клапана; 5 - проб­ка для заливки масла; 6 - бачок; 7 - аварийный клапан; 8 - корпус; 9 - гидроцилиндр; 10 - корпус; А - линия среза перед вводом в эксплуатацию

Рис. 12.26. Натяжитель СПН-100-500 и гидравлическая станция СГР1-8: 1- гидроцилиндр; 2 - захват; 3 - плита, 4 - шланг высокого давления; 5 - гидравлическая станция; 6 - пружина; 7 - соединительные устройства, 8 - удли­нительные тяги; НП, НШ, СШ, СП - вентили

 

Сайт создан в системе uCoz