12.3.
Проверка и оценка состояния пути.
Для поддержания железнодорожного пути в
работоспособном состоянии необходима точная оценка его технического состояния.
На сегодня на железных дорогах используются: путевые шаблоны, путеизмерительные
тележки и вагоны, нивелиры, теодолиты, тахеометры, электронные тахеометры,
GPS-приемники. Основным средством для сплошного систематического контроля
рельсовой колеи служат путеизмерительные вагоны. На отечественной сети железных
дорог применяется путеизмерители ЦНИИ-2 и ЦНИИ-4. ЦНИИ-2 обеспечивает контроль
состояния рельсовой колеи со скоростью до 100 – 110 км/ч по: ширине колеи,
взаимному положению рельсовых нитей по уровню, положению рельсовых нитей в
плане, местным просадкам рельсовых нитей. Результаты измерений записываются
одновременно на двух бумажных лентах. ЦНИИ-4 может проверять втрое больше
параметров пути по сравнению с ЦНИИ-2 со скоростью до 160 км/ч. Кроме
традиционных он измеряет: просадку на базе кузова, уклон профиля, неровности в
профиле и в плане, короткие неровности на поверхности катания рельсов,
ускорение кузова и т.д. Вычислительный комплекс путеизмерителя состоит из трех
ПК, объединенных в локальную сеть.
Путеизмерительными
вагонами контролируются и записываются на бумажную ленту следующие параметры
рельсовой колеи:
ширина колеи;
положение
рельсовых нитей по уровню;
просадки
рельсовых нитей;
положение пути в
плане (кривизны в плане).
На ленте
отмечаются границы пикетов и километров. Кроме того, новый путеизмеритель,
имеющий рабочую скорость 160 км/ч, ЦНИИ-4 контролирует уклон и отметки профиля,
ускорение кузова и букс, местоположение реперных точек, скорость движения и
пройденный путь. В его состав входит аппаратно-программный контрольно-вычислительный
комплекс, в связи с этим расшифровка записей происходит автоматически.
Исходя из целей
наиболее рационального определения видов и сроков выполнения работ по
устранению и предупреждению отступлений от норм содержания колеи и условий
обеспечения безопасности движения поездов, оценка отступлений от норм
производится по четырем степеням их величин, по принципу, чем выше установленные
скорости движения поездов, тем меньше допустимые величины степеней отступлений.
К I степени
относятся отступления, не требующие работ по их устранению. Это допуски при
данной установленной скорости движения.
Ко II степени
относятся отступления, также не требующие уменьшения установленной скорости
движения поездов, но оказывающие влияние на плавность движения и интенсивность
расстройства пути. Это сигнал для начала профилактических работ.
К III степени
относятся отступления, которые при неустранении их после обнаружения могут
перерасти в отступления, вызывающие уменьшение установленной скорости движения
поездов.
К IV степени
относятся отступления, которые могут привести к сходу подвижного состава,
поэтому при обнаружении отступлений IV степени скорость уменьшается и даже, в
отдельных случаях, закрывается движение поездов.
Каждому
километру устанавливается качественная и балльная оценка состояния колеи в
зависимости от степени и количества обнаруженных на
нем отступлений, а на линейном участке, на дистанции пути — исходя из среднего
количества баллов, получаемого делением общей суммы баллов на число проверенных
километров (таблица 12.1).
Таблица 12.1. Качественная и
балльная оценка состояния рельсовой колеи
Качественная
оценка состояния рельсовой колеи |
Балльная оценка километра |
Среднее значение баллов на линейном участке,
на дистанции пути |
Отлично |
10 |
До 25 |
Хорошо |
40 |
26—80 |
Удовлетворительно |
150 |
81 — 180 |
Неудовлетворительно |
500 |
Более 180 |
Например, на одном километре обнаружено до пяти
различных отступлений II степени. Качественная оценка этому километру будет
отлично, а балльная — 10 баллов.
Кроме оценки по
путеизмерительному вагону состояние пути определяют натурным осмотром по
степени износа его элементов, натяжению болтов, правильности положения
скреплений, по состоянию балластной призмы, откосов земляного полотна,
водоотводных и других устройств, стрелочных переводов.
Если натурный
осмотр показал положительные результаты, то окончательная оценка состояния пути
дается по показаниям вагона-путеизмерителя.
В наше время широкое распространение в
сфере путевого хозяйства получает система спутниковой навигации. Для
определения местоположения путеизмерителя используется навигационная
спутниковая система GPS. При выборочном контроле состояния пути можно
использовать электронный тахеометр (производить любые угломерные измерения
одновременно с измерением расстояний и по полученным данным проводить
инженерные вычисления, сохраняя всю полученную информацию). Данные, полученные
в процессе съемки электронным тахеометром, возможно
передать через специальное программное обеспечение в компьютер для последующей
обработки. Один из последних средств геодезических измерений – это геодезические
приемники сигналов системы GPS; они
обеспечивают точность определения
местоположения в режиме статически 1 мм,
в режиме кинематики 10 мм.
Сибирский государственный университет
путей сообщения разработал аппаратно-
программный комплекс, включающий
GPS-приемники, путеизмерительную тележку и
программный комплекс накопления и
обработки данных. Аппаратно-программный
комплекс – это симбиоз GPS-приемников и
гироскопической системы; спутниковый
приемник определяет координаты с
погрешностью, не превышающей 10 мм, величина и знак которой изменяется с
высокой частотой, а гироскопическая система накапливает
погрешность равномерно с течением
времени. Комплексное использование приемника и гироскопической системы повышает
точность определения координат в десятки раз и
более за счет фильтрации данных.
Применение геоинформационных технологий значительно повысит эффективность
оценки железнодорожного пути. Автоматизация процесса съемки пути и обработки данных съемки исключит ошибки, совершаемые по вине
исполнителя, а также снизит трудоемкость этих работ.
С этой целью созданы библиотеки условных
знаков, которые организуют взаимодействие программного обеспечения «Trimble
Geomatic Office» (TGO) приемников сигналов системы GPS и программного комплекса
«AutoCAD». Построение плана с ее помощью ведется в соответствии со всеми
нормативными требованиями. При работе с программным комплексом TGO были
выявлены его возможности для построения плана и профиля, а также рассмотрены
два варианта экспорта результатов съемки в «AutoCAD»:
1. Экспорт результатов съемки напрямую
2. Экспорт из базы данных результатов
съемки в «AutoCAD» с помощью программы
автоматизированного построения плана и
профиля, которую необходимо создать
самостоятельно, независимо от
программного комплекса Trimble Geomatic Office.
Так как программное обеспечение
спутниковых приемников было создано фирмой
«Trimble» (США), стандарты построения
планов, в том числе начертания условных
знаков, принятые на территории СНГ, не
учтены. Поэтому для получения плана и профиля в соответствии с требованиями
нормативных документов сделано
следующее.
До съемки с помощью
специального программного обеспечения созданы:
1. Библиотека условных знаков и
библиотека условных линий;
2. С этих библиотек создана библиотека
топокодов с атрибутами, где каждому топокоду присваивается свой условный знак
либо линия, свои атрибуты и ряд других параметров;
3. Библиотека топокодов с атрибутами
экспортирована в контроллер;
4. С помощью программного обеспечения
«AutoCAD» подготовлена библиотека блоков; каждому блоку соответствует топокод;
5. Произведены съемка подъездного пути
промышленного предприятия длинной 2
километра (с использованием библиотеки
топокодов с атрибутами);
6. Процесс обработки данных; данные
съемки экспортированы в программный комплекс TGO и обработаны с помощью
библиотек топокодов с атрибутами;
7. С помощью созданных библиотек данные
экспортированы в «AutoCAD»; получен план.
Произведено сравнение двух планов,
съемка одного из них была произведена
шнуровым способом, а
другого – спутниковыми приемниками (данные съемки
обработаны при помощи библиотеки
топокодов). Сравнение произведено путем наложения: совмещены две точки (начала
и конца съемки), максимальное отклонение линии одного плана от другого по всей
длине составило 3,3 м.
Рассмотрим второй способ экспорта из
базы данных результатов съемки в
«AutoCAD» с помощью программы
автоматизированного построения плана и профиля.
Он позволяет получить план и профиль, соответствующие требованиям нормативных
документов.
При экспорте результатов съемки в
программное обеспечение создается база
данных. В базе данных результаты съемки
будут представлены в виде цифровой модели местности в абсолютной либо
относительной системе координат.
В дальнейшем может быть разработана
программа автоматизированного
построения плана и профиля, которая будет
строить план и профиль по результатам,
содержащимся
в базе данных.
Таким образом
целью снижения стоимости и сокращения сроков работ, исключения из процесса
съемки человеческого фактора (т.е. ошибок, совершаемых по вине исполнителя)
предлагается автоматизировать процесс обработки данных с помощью библиотек
блоков и условных знаков. А так как проверка планов и продольных профилей
железнодорожных путей трудоемкая и дорогостоящая работа автоматизация позволит
сэкономить денежные средства и трудовые ресурсы.