11.7
Полуавтоматическая блокировка
Устройства полуавтоматической блокировки
применяют на двухпутных и однопутных участках с небольшими размерами движения
поездов. При полуавтоматической блокировке блок-участком является весь перегон
между соседними станциями.
На станциях, ограничивающих перегон,
установлены блокировочные аппараты и релейные приборы, которые связаны между
собой электрически двухпроводной линейной цепью. Блокировочные аппараты
разрешают открытие выходного (проходного) светофора только один раз при
свободном перегоне; дают возможность вторично открыть светофор и отправить на
освободившийся перегон поезд только после того, как поезд, отправленный ранее,
прибудет на соседнюю станцию, полностью освободит перегон и дежурный станции
приема подаст блокировочный сигнал прибытия на станцию отправления.
Устройства релейной полуавтоматической
блокировки запрещают открытие выходного светофора встречного направления после
отправления поезда на однопутный перегон с соседней станции. После прибытия
поезда дежурный по станции должен лично или через стрелочника (сигналиста)
убедиться в полном прибытии поезда и затем подать сигнал прибытия на станцию
отправления.
Релейная полуавтоматическая блокировка
системы ГТСС (рис. 11.21). В этой системе все блокировки выполняются с помощью
релейной аппаратуры. На станциях установлены пульг-стативы, на лицевой стороне
которых имеются панели управления. На панели управления расположены кнопки
подачи блокировочных сигналов и лампочки контроля состояния входных и выходных
светофоров.При отправлении поезда со ст. А на ст. Б после телефонного запроса
дежурного со ст. А дежурный ст. Б- нажимает кнопку согласия НСОК; на табло
аппаратов загораются лампочки белая НДС и зеленая ЧПС, что указывает на
получение согласия на отправление поезда. Затем устанавливается маршрут
отправления и после его готовности дежурный ст. А нажимает сигнальную кнопку
ОНК и открывает выходной светофор. До момента открытия выходного светофора
дежурный ст. Б может отменить согласие, вытянув на 2—3 с кнопку НСОК, и
блок-система при этом приходит в нормальное состояние.
После открытия выходного светофора на
ст. А э сигнальном повторителе НО загорается зеленая лампочка, сигнализирующая,
что светофор открылся. Одновременно автоматически посылается блокировочный
сигнал «Путевое отправление». На ст. А гаснет лампочка НПС и загорается
лампочка НПО; на ст. Б гаснет лампочка НДС, загорается красная лампочка НПП и
одновременно включается звонок, привлекающий внимание дежурного к аппарату.
Лампочки НПО и НПП горят на все время следования поезда по перегону. Если
необходимо закрыть выходной светофор и запретить выход поезда на перегон,
дежурный ст. А вытягивает кнопку ОНК.
Рис. 11.21. Релейная
полуавтоматическая блокировка системы
ГТСС.
Чтобы контролировать отправление и
прибытие поезда на станцию после входных светофоров, устанавливают педали.
Вступление выходящего поезда на педаль приводит к автоматическому закрытию
выходного светофора и выключению зеленой лампочки в повто рителе НО. После
этого дежурный может приступить к разделке маршрута отправления.
Для приема поезда на ст. Б дежурный
совместно со стрелочником готовят маршрут приема. Затем нажатием кнопки НПК
дежурный открывает входной светофор Я; в сигнальном повторителе Н загорается
зеленая лампочка.
Рис. 11.22. Релейная
полуавтоматическая блокировка системы КБ ЦШ
При входе поезда на станцию и
прохождении его по педали загорается белая лампочка НП. Одновременно
закрывается входной светофор и загорается красная лампочка в сигнальном
повторителе Н. Дежурный совместно со стрелочником разделывают маршрут приема
и, нажав кнопку НППК, посылает на ст. А блокировочный сигнал «Путевое
прибытие». На аппаратах обеих станций гаснут лампочки НПП, НП (ст. Б) и НПО
(ст. А). А это означает, что перегон свободен и можно отправлять следующий
поезд.
Релейная полуавтоматическая блокировка
системы КБ ЦШ (рис. 11.22). Эта система применяется совместно со станционной
блокировкой, ее можно использовать на однопутных линиях при любом виде тяги. В
помещении дежурного устанавливают пульт управления, а на стрелочных
постах—стрелочные централизаторы.
На лицевой панели пульта управления
расположены: контрольные лампочки приема и отправления ПО, ПП, фактического отправления
ФО; рукоятки дачи согласия ДС; сигнальные рукоятки CP для открытия входных и
выходных светофоров с зелеными лампочками над рукоятками для контроля открытия
светофора; лампы готовности маршрутов приема МП и отправления МО; миллиамперметр
мА.
При отправлении поезда со ст. А на ст. Б
на телефонный запрос дежурный ст. Б дает согласие поворотом рукоятки ДС;
дежурный ст. А. нажатием кнопки ПС подключает миллиамперметр и по отклонению
его стрелки 7—8 мА проверяет получение согласия. После получения согласия
дежурный совместно со стрелочником готовят маршрут отправления. О готовности
маршрута сигнализирует зеленая' лампочка МО. Поворотом сигнальной рукоятки в
положение отправления дежурный посылает электрический сигнал о готовности маршрута
отправления на ст. Б. Наличие электрического сигнала фиксируется показанием
миллиамперметра. Вслед за этим со ст. Б приходит электрический сигнал
разрешения отправления и открывается выходной светофор на ст. А. Загорается
лампочка ПО на ст. А и лампочка ПП на ст. Б.
При выходе поезда со ст. А и вступлении
его на педаль выходной светофор автоматически закрывается, на ст. Б загорается
белая лампочка ФО, сигнализирующая о фактическом отправлении поезда со ст. А.
Дежурный ст. А возвращает сигнальную рукоятку в среднее положение.
Для приема поезда дежурный ст. Б
совместно со стрелочником готовят маршрут приема. О готовности маршрута сигнализирует
белая лампочка МП. Поворачивая сигнальную рукоятку в положение «Прием»,
дежурный открывает входной светофор; загорается зеленая лампочка над
рукояткой. При открытии входного светофора дежурный обязан убедиться, что
приемный путь свободен.
При проходе хвоста поезда по педали
входной светофор закрывается, гаснет зеленая лампочка над рукояткой CP,
загорается красная лампочка ПО, сигнализируя о том, что поезд проследовал
педаль. Убедившись, что поезд прибыл в полном составе, дежурный возвращает сигнальную
рукоятку CP и рукоятку дачи согласия ДС в нормальное положение. Кратковременно
звонит звонок на обеих станциях, гаснут лампочки ПО и ПП, й вся система
возвращается в исходное состояние.
Для повышения безопасности движения
поездов при полуавтоматической блокировке применяют специальные устройства
контроля прибытия поезда на станцию в полном составе. Для этого на хвостовом
вагоне подвешивают вагонный индуктор, а в горловине станции приема установлен
путевой индуктор. При проследовании поезда на станцию вагонный индуктор
передает сигнал «Прибытие», релейные устройства путевого индуктора фиксируют
этот сигнал и воздействуют на устройства релейной полуавтоматической
блокировки, которые посылают блокировочный сигнал путевого прибытия на станцию
отправления. Если поезд прибыл не в полном составе, контрольные устройства не
работают и дежурный по станции обязан немедленно доложить об этом дежурному
поездному диспетчеру.