11.7 Полуавтоматическая блокировка

Устройства полуавтоматической блокировки применяют на двухпут­ных и однопутных участках с небольшими размерами движения поездов. При полуавтоматической блокировке блок-участком является весь перегон между соседними станциями.

На станциях, ограничивающих перегон, установлены блоки­ровочные аппараты и релейные приборы, которые связаны между собой электрически двухпроводной линейной цепью. Блокировочные аппараты разрешают открытие выходного (проходного) светофора только один раз при свободном перегоне; дают возможность вторич­но открыть светофор и отправить на освободившийся перегон поезд только после того, как поезд, отправленный ранее, прибудет на со­седнюю станцию, полностью освободит перегон и дежурный стан­ции приема подаст блокировочный сигнал прибытия на станцию отправления.

Устройства релейной полуавтоматической блокировки запрещают открытие выходного светофора встречного направления после отправ­ления поезда на однопутный перегон с соседней станции. После прибытия поезда дежурный по станции должен лично или через стрелочника (сигналиста) убедиться в полном прибытии поезда и затем подать сигнал прибытия на станцию отправления.

Релейная полуавтоматическая блокировка системы ГТСС (рис. 11.21). В этой системе все блокировки выполняются с помощью релейной аппаратуры. На станциях установлены пульг-стативы, на лицевой стороне которых имеются панели управления. На панели управления расположены кнопки подачи блокировочных сигналов и лампочки контроля состояния входных и выходных светофоров.При отправлении поезда со ст. А на ст. Б после телефонного запроса дежурного со ст. А дежурный ст. Б- нажимает кнопку согла­сия НСОК; на табло аппаратов загораются лампочки белая НДС и зеленая ЧПС, что указывает на получение согласия на отправ­ление поезда. Затем устанавливается маршрут отправления и после его готовности дежурный ст. А нажимает сигнальную кнопку ОНК и открывает выходной светофор. До момента открытия выходного светофора дежурный ст. Б может отменить согласие, вытянув на 2—3 с кнопку НСОК, и блок-система при этом приходит в нор­мальное состояние.

После открытия выходного светофора на ст. А э сигнальном повторителе НО загорается зеленая лампочка, сигнализирующая, что светофор открылся. Одновременно автоматически посылается блокировочный сигнал «Путевое отправление». На ст. А гаснет лам­почка НПС и загорается лампочка НПО; на ст. Б гаснет лампоч­ка НДС, загорается красная лампочка НПП и одновременно вклю­чается звонок, привлекающий внимание дежурного к аппарату. Лампочки НПО и НПП горят на все время следования поезда по перегону. Если необходимо закрыть выходной светофор и запретить выход поезда на перегон, дежурный ст. А вытягивает кнопку ОНК.

 

Рис. 11.21. Релейная полуавтоматическая блокировка системы  ГТСС.

Чтобы контролировать отправление и прибытие поезда на стан­цию после входных светофоров, устанавливают педали. Вступление выходящего поезда на педаль приводит к автоматическому закры­тию выходного светофора и выключению зеленой лампочки в повто рителе НО. После этого дежурный может приступить к разделке маршрута отправления.

Для приема поезда на ст. Б дежурный совместно со стрелочником готовят маршрут приема. Затем нажатием кнопки НПК дежурный открывает входной светофор Я; в сигнальном повторителе Н заго­рается зеленая лампочка.

Рис. 11.22. Релейная полуавтоматическая блокировка системы КБ ЦШ

При входе поезда на станцию и прохождении его по педали загорается белая лампочка НП. Одновременно закрывается входной светофор и загорается красная лампочка в сигнальном повторите­ле Н. Дежурный совместно со стрелочником разделывают маршрут приема и, нажав кнопку НППК, посылает на ст. А блокировочный сигнал «Путевое прибытие». На аппаратах обеих станций гаснут лампочки НПП, НП (ст. Б) и НПО (ст. А). А это означает, что перегон свободен и можно отправлять следующий поезд.

Релейная полуавтоматическая блокировка системы КБ ЦШ (рис. 11.22). Эта система применяется совместно со станционной блоки­ровкой, ее можно использовать на однопутных линиях при любом виде тяги. В помещении дежурного устанавливают пульт управления, а на стрелочных постах—стрелочные централизаторы.

На лицевой панели пульта управления расположены: контроль­ные лампочки приема и отправления ПО, ПП, фактического от­правления ФО; рукоятки дачи согласия ДС; сигнальные рукоятки CP для открытия входных и выходных светофоров с зелеными лампоч­ками над рукоятками для контроля открытия светофора; лампы готовности маршрутов приема МП и отправления МО; миллиампер­метр мА.

При отправлении поезда со ст. А на ст. Б на телефонный запрос дежурный ст. Б дает согласие поворотом рукоятки ДС; дежурный ст. А. нажатием кнопки ПС подключает миллиамперметр и по от­клонению его стрелки 7—8 мА проверяет получение согласия. После получения согласия дежурный совместно со стрелочником готовят маршрут отправления. О готовности маршрута сигнализирует зеленая' лампочка МО. Поворотом сигнальной рукоятки в положение отправ­ления дежурный посылает электрический сигнал о готовности мар­шрута отправления на ст. Б. Наличие электрического сигнала фикси­руется показанием миллиамперметра. Вслед за этим со ст. Б при­ходит электрический сигнал разрешения отправления и открывается выходной светофор на ст. А. Загорается лампочка ПО на ст. А и лампочка ПП на ст. Б.

При выходе поезда со ст. А и вступлении его на педаль выход­ной светофор автоматически закрывается, на ст. Б загорается белая лампочка ФО, сигнализирующая о фактическом отправлении поезда со ст. А. Дежурный ст. А возвращает сигнальную рукоятку в сред­нее положение.

Для приема поезда дежурный ст. Б совместно со стрелочником готовят маршрут приема. О готовности маршрута сигнализирует белая лампочка МП. Поворачивая сигнальную рукоятку в положе­ние «Прием», дежурный открывает входной светофор; загорается зе­леная лампочка над рукояткой. При открытии входного светофора дежурный обязан убедиться, что приемный путь свободен.

При проходе хвоста поезда по педали входной светофор закры­вается, гаснет зеленая лампочка над рукояткой CP, загорается красная лампочка ПО, сигнализируя о том, что поезд проследовал педаль. Убедившись, что поезд прибыл в полном составе, дежурный возвращает сигнальную рукоятку CP и рукоятку дачи согласия ДС в нормальное положение. Кратковременно звонит звонок на обеих станциях, гаснут лампочки ПО и ПП, й вся система возвращается в исходное состояние.

Для повышения безопасности движения поездов при полуавтома­тической блокировке применяют специальные устройства контроля прибытия поезда на станцию в полном составе. Для этого на хвосто­вом вагоне подвешивают вагонный индуктор, а в горловине станции приема установлен путевой индуктор. При проследовании поезда на станцию вагонный индуктор передает сигнал «Прибытие», ре­лейные устройства путевого индуктора фиксируют этот сигнал и воз­действуют на устройства релейной полуавтоматической блокировки, которые посылают блокировочный сигнал путевого прибытия на стан­цию отправления. Если поезд прибыл не в полном составе, контроль­ные устройства не работают и дежурный по станции обязан немед­ленно доложить об этом дежурному поездному диспетчеру.

 

 

Сайт создан в системе uCoz