11.6
Автоматическое управление проходными светофорами
Основным средством регулирования
движения поездов на магистральных линиях является автоблокировка. Однако и при
автоблокировке из-за плохой видимости светофоров, невнимательности или потери
бдительности Машиниста не исключается проезд светофоров с желтым огнем с
недопустимой скоростью. Возможны несвоевременное начало торможения поезда и
проезд светофора с красным огнем.
Для повышения безопасности движения
устройства автоблокировки дополняются устройствами автоматической локомотивной
сигнализации (АЛС) и автостопами. Система АЛС и автостопы представляют
совокупность путевых и локомотивных устройств, с помощью которых показания
путевых светофоров передаются непосредственно в кабину машиниста на
локомотиве. При АЛС локомотивные светофоры дают сигнальные показания,
соответствующие показаниям путевых светофоров, к которым приближается поезд.
Автостоп установлен на локомотиве, с его помощью приводятся в действие
автотормоза и осуществляется экстренное торможение поезда.
Рис. 11.19. Путевые и
локомотивные устройства автоматической локомотивной сигнализации
По способу передачи сигнальных показаний
с пути на локомотив устройства автоматической локомотивной сигнализации могут
быть точечного и непрерывного типа.
В устройствах АЛС точечного типа (АЛСТ)
сигнальные показания передаются в отдельных точках пути, обычно на тормозном
расстоянии перед проходным или входным светофорами. Эту систему можно
применять на участках с полуавтоматической блокировкой на подходах к станциям.
Система АЛСТ осуществляет передачу в будку машиниста сигнальных показаний
входного светофора и автоматическое торможение перед ним, если машинист сам не
принимает мер к торможению.
При автоматической локомотивной
сигнализации непрерывного типа (АЛСН) сигнальные показания путевых светофоров
автоблокировки передаются непрерывно при движении поезда по перегону. Систему
АЛСН применяют на участках, оборудованных двухпутной и однопутной
автоблокировкой при трех- и четырехзначной сигнализации проходных светофоров.
Сигнальные показания проходного светофора в системе АЛСН преобразуются в
числовой код с помощью кодирующего устройства КУ (рис. 11.19). Каждому
сигнальному показанию соответствует определенное количество импульсов в кодовом
цикле: зеленому огню 3 — три импульса в цикле; желтому Ж — два импульса;
желтому с красным огням КЖ— один импульс. В соответствии с огнем, горящим на
светофоре устройства КУ, вырабатывают числовой код этого огня и посылают его в
рельсовую цепь, навстречу движущемуся поезду.
Импульсы переменного тока, образующие
числовой код, проходят под приемными катушками ПК, установленными перед первой
колесной парой локомотива, и замыкаются через передние скаты локомотива.
Переменный кодовый ток образует вокруг каждого рельса магнитное поле,
охватывающее приемные катушки ПК, отчего в них индуцируется переменный
кодированный ток, который проходит через защитный фильтр Ф, не пропускающий в
приемник локомотивного устройства токи других частот. После фильтра происходит
усиление принимаемых сигналов в усилителе У и одновременное преобразование
импульсов переменного тока в импульсы постоянного тока. Дешифратор ДШ
расшифровывает принимаемый код и в зависимости от его значения включает на
локомотивном светофоре ЛС огни, повторяющие показания каждого проходного
светофора, к которому приближается поезд. При приеме кода 3 на ЛС включается
зеленый огонь, кода Ж — желтый огонь, кода КЖ — желтый огонь с красным. В
случае отсутствия кодов в рельсовой цепи при вступлении поезда на занятый
блок-участок работа ДШ прекращается и на ЛС загорается красный огонь. Белый
огонь на ЛС загорается при выходе поезда на некодируемые пути, или в случае
прекращения подачи кодов Ж или 3 при приближении поезда к светофору с
разрешающим показанием.
Для повышения безопасности движения при
потере бдительности машинистом на локомотиве в качестве автостопа применен
электропневматический клапан ЭПК, управляющий автотормозами поезда. Включается
автостоп при выключении ЭПК в момент смены на ЛС более разрешающего огня на
менее разрешающий, когда требуется от машиниста произвести торможение для
снижения скорости или полной остановки поезда. С момента выключения ЭПК
машинисту подается предупредительный свисток ЭПК о возможности срабатывания
автостопа. Машинист должен в этом случае нажать рукоятку бдительности РБ. Если
машинист не нажимает РБ, то через 6—8 с срабатывает автостоп и происходит
автоторможение поезда. После нажатия РБ машинист должен приступить к торможению
и снизить скорость или остановить поезд.
Система АЛСН позволяет проезжать светофор
с красным огнем со скоростью не более 20 км/ч. Установленный на локомотиве
скоростемер СК измеряет фактическую скорость, записывает ее на ленте и
фиксирует моменты горения красного или желтого огня на локомотивном светофоре.
В случае превышения скорости при проезде закрытого светофора включается
автостоп и останавливается поезд. Нажатие на рукоятку бдительности не приводит
к выключению автостопа.
При проезде поездом светофора с желтым
огнем и движении на красный огонь на ЛС желтый огонь сменяется на желтый с
красным. В кабине машиниста раздается длинный свисток, предупреждающий о
возможности срабатывания автостопа. Для поддержания ЭПК в возбужденном
состоянии машинист должен периодически, через каждые 15—20 с, нажимать РБ. При
этом ЭПК остается включенным, если фактическая скорость движения не превышает
установленной. При движении на красный огонь ЭПК выключается в случае, если
произойдет превышение фактической скорости над установленной, и производится
торможение поезда, несмотря на нажатие РБ.
На рис. 15 показана увязка показаний
локомотивного светофора АЛСН с показаниями проходных светофоров при трех- и
четырехзначной автоблокировке. При приближении поезда к светофору 11 с горящим
зеленым огнем (рис. 48, а) на локомотив поступает код 3 и на ЛС горит зеленый
огонь. При приближении к светофору 9 с горящим желтым огнем поступает код Ж и
на ЛС включается желтый огонь.
Рис. 11.20. Увязка показаний
локомотивного светофора АЛСН с показаниями проходных светофоров при трех- и
четырехзначной автоблокировке.
При приближении поезда к светофору 7 с
красным огнем поступает код КЖ, на ЛС включаются желтый с красным огни, требующие
торможения и остановки у светофора 7.
В случае движения при четырехфазной
автоблокировке и приближении поезда к светофору 11 с одновременно горящими
зеленым и желтым огнями (рис. 11.20, б) на локомотивном светофоре загорается
зеленый огонь, разрешающий движение с полной установленной скоростью. В случае
приближения поезда к светофору 9 с желтым огнем на ЛС включается желтый огонь,
требующий снижения скорости.
Система АЛСН применяется на
магистральных линиях сети дорог, где скорости движения пассажирских поездов
достигают 120 км/ч, а грузовых — 80 км/ч.
На участках дорог, где скорости движения
пассажирских поездов возрастают до 160—200 км/ч, находит применение многозначная
частотная автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа АЛСНМ.
Эта система позволяет передавать информацию: о сближении поездов не за два
блок-участка, как это делается в системе АЛСН, а за три и четыре; допустимой
скорости движения при различных показаниях локомотивного светофора; допустимой
скорости входа поезда на главный и боковые пути станции по стрелкам с разными
марками крестовин.
В кабине машиниста установлен
локомотивный светофор с 11 показаниями. Кроме обычных световых сигнальных
показаний имеются буквы и цифры на фоне желтого или зеленого огней ЛС, которые
показывают уровень ограничения скорости поезда: В — высшая, П — повышенная, С —
средняя, У — уменьшенная. Наибольшая скорость движения пассажирского поезда
разрешается при горении на ЛС зеленого огня без индекса или с индексом в виде
буквы В или цифры 200. В тех случаях, когда вводится ограничение скорости при
зеленом огне, на ЛС загорается зеленый огонь с цифрами 180, 160 или 140. Цифра
показывает допустимую наибольшую скоррсть пассажирского поезда.
При движении поезда по участку
приближения перед закрытым входным светофором на ЛС загорается огонь КЖ,
требующий остановки у светофора. Разрешение проследования на боковой путь станции
по стрелкам с различными марками крестовин подается горением на ЛС следующих
огней: желтого с буквой У — с уменьшенной скоростью до 50 км/ч по стрелке с
маркой крестовины 1/11; желтого с буквой С — со средней скоростью до 80 км/ч по
пологой стрелке с маркой крестовины 1/18; зеленого—со скоростью 120 км/ч по
пологой стрелке 1/22.
Локомотивы могут обращаться на участках
с устройствами АЛСН и АЛСНМ, тогда эти устройства используют совместно.