Поскольку уже в 1920-е годы телефонная
связь и электрожезловая система не могли обеспечить нужную пропускную
способность на железных дорогах, в этот период началось совершенствование
систем сигнализации и связи на железных дорогах. Основные положения по
применению автоблокировки
на железных дорогах были разработаны в конце двадцатых годов профессором Я. Н. Гордеенко. Он создал систему четырёхзначной
автоблокировки для однопутных участков, позволившую значительно увеличить их
пропускную способность.
Большая заслуга в разработке новых
средств СЦБ в 1930-х годах принадлежала коллективам ЦНИИ НКПС, Транссигналсвязьпроекта и специализированных заводов НКПС в
Москве, Ленинграде,
Киеве.
С середины тридцатых годов начинается
массовое строительство систем релейной централизации. В труде «Основы
диспетчерской централизации на железнодорожном транспорте» под руководством
профессора Н.В. Лупала были разработаны принципы
построения системы диспетчерской централизации.
Основы новых систем электрической
централизации управления стрелками и сигналами были описаны в его же книге
«Электрическая централизация стрелок и сигналов». Эта и другие работы учёного
были использованы при оборудовании диспетчерской централизацией участка Люберцы —
Куровская
в 1936 г.
Следующим шагом в разработке СЦБ были полупроводниковые
элементы. Это произошло в период 1960-1970-x годов. Первая станция на
территории бывшего СССР с бесконтактной централизацией была использована на
станции Резекне Балтийской
железной дороги в 1968 году, а также на станции Обухово в
1969 году.
Период 1980—1990-х годов известен внедрением микропроцессорных и компьютерных средств железнодорожной централизации. Появление микропроцессорной базы активировало строительство новых станционных систем. Первая система СЦБ с применением компьютеров была построена в Швеции на станции Гётеборг (1975). Система была разработана компанией Telefon AB L M Ericsson in Mölndal и основана на работе двух компьютеров в режиме реального времени. Один из них был включен, другой — просто готов к работе. В СССР в разработке микропроцессорной СЦБ принимали участие железнодорожные институты Санкт Петербурга
, и Харькова, а также институт ГипроТрансСвязь.В разработке компьютерной СЦБ приняли
участие следующие компании: Ericsson
(Швеция), SEL, SEG, Siemens
(Германия), Alcatel
(Франция), JNR (Япония), DSI (Дания)
Впервые на территории стран СНГ система
микропроцессорной централизации отечественной разработки при стопроцентром исключении электромагнитных реле и рельсовых
цепей была введена в 2008 г. на промышленном транспорте Украины. Система
МПЦ была разработана Научно-производственным предприятием «САТЭП» (Украина, [1])
под руководством профессора Харьковской Государственной Академии
Железнодорожного Транспорта В.Ф. Кустова. Рельсовые цепи, как наиболее ненадёжные и опасные устройства СЦБ,
были заменены микропроцессорными устройствами контроля путевых участков на
основе счёта осей подвижного состава; управление стрелками, сигналами и
переездами обеспечено микропроцессорными объектными контроллерами,
функциональная и логическая безопасность обеспечена за счёт многоканальной
резервированной структуры под управлением промышленных ЭВМ зависимостей МПЦ по мажоритарному
принципу «2 из 3х».