6.5
Возвышение наружного рельса в кривых
При движении подвижного состава в кривых
появляются дополнительные поперечные силы – центробежные, направляющие,
боковые, рамные. Поэтому РК в кривых пути имеет следующие особенности: уширение
колеи при радиусе кривой менее 350 м и укладка контррельсов в необходимых
случаях, возвышение наружного рельса, устройство переходных кривых, укладка
укороченных рельсов на внутренней нити, увеличение расстояний между смежными
путями.
Различают минимальную, оптимальную и
максимальную ширину колеи в кривых. Минимально допустимая ширина колеи должна
обеспечивать техническую возможность вписывания в кривые экипажей с большой
жесткой базой. При оптимальной ширине колеи имеет место свободное вписывание
массовых экипажей (вагонов). Максимальная ширина колеи определяется из условия
надежного предотвращения провала колес подвижного состава внутрь колеи. В
соответствии с приказом МПС РФ № 6 Ц от 6.03.96 установлен номинальный размер
ширины колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках и в
кривых радиусом 350 м и более 1520 мм, при радиусах 349-300 м -1530 мм (в т. ч.
на железобетонных шпалах -1520 мм), при радиусах 299 м и менее -1535 мм.
На участках ж. д., где комплексная
замена рельсошпальной решетки не проводилась, допускается на участках пути с
деревянными шпалами в прямых и кривых радиусом более 650 м номинальная ширина
колеи 1524 мм. При этом на более крутых кривых принимается ширина колеи: при
радиусе 649-450 м – 1530 мм, 449-350 м – 1535 мм, 349 и менее -1540 мм.
Допускаемые отклонения от номинальных размеров не должны превышать по уширению
+8 мм и по сужению – 4 мм при скорости 50 км/ч и более; соответственно +10 и -4
мм – при скорости менее 50 км/ч. При отводе уширения колеи уклон должен быть не
круче 1 мм/м.
При проходе подвижного состава по кривым
возникают центробежные силы, стремящиеся опрокинуть экипаж наружу кривой. Это
может произойти лишь в исключительных случаях. Однако центробежная сила
неблагоприятно действует на пассажиров, вызывает боковое воздействие на путь,
перераспределение вертикальных давлений на рельсы обеих нитей и перегруз
наружной нити, что приводит к усиленному боковому износу рельсов и гребней
колес. Кроме того, возможны раскантовка рельсов, уширение колеи или поперечный
сдвиг рельсошпальной решетки, т. е. расстройство положения пути в плане. Во
избежание указанных явлений устраивают возвышение наружной рельсовой нити над
внутренней. Возвышение наружного рельса рассчитывается исходя из двух
требований: обеспечения одинакового давления колес на наружную и внутреннюю
рельсовые нити, а следовательно, одинакового вертикального износа обоих
рельсов; обеспечения комфортности езды пассажиров, характеризуемой допускаемым
непогашенным центробежным ускорением. По нормам МПС допускаемая величина
непогашенного ускорения составляет для пассажирских поездов 0,7 м/с2 (в
отдельных случаях с разрешения МПС – 1 м/с2), а для грузовых поездов – +0,3
м/с2. Возвышение наружного рельса устраивается в кривых радиусом 4000 м и
менее. В основу расчета положено стремление обеспечить равенство поперечных
составляющих центробежной силы и веса экипажа G, т. е. Lcosoc = Gsinа (рис.
6.5). Это достигается изменением угла наклона а расчетной плоскости к горизонту
или возвышением наружного рельса.
Рис. 6.5. Положение
экипажа в кривой с возвышением наружного рельса.
Величина возвышения (в мм) определяется
по формуле: Л= 12,5Vприв2/R, где Vприв – приведенная скорость поездопотока,
км/ч; R – радиус кривой, м. Приведенная скорость поездопотока:
(6.16)
где О, – масса поезда данного вида, т
брутто; щ – суточное количество поездов каждого вида; Vlcp – средняя скорость
движения поездов каждого вида в кривой (по скоростемерным лентам).
Величина возвышения также проверяется из условия комфортности по формуле:
hmm = (i2,5Vlaxnac/R-U5, где hmm – минимальное расчетное возвышение наружного
рельса, мм; Vmax пас – максимальная допускаемая скорость пассажирского поезда,
км/ч; R – радиус кривой, м; 115 – величина допускаемого максимального
недовозвышения наружного рельса с учетом нормы непогашенного ускорения 0,7
м/с2. Из полученных по формулам величин возвышения принимается большая и
округляется до значения, кратного 5.
Максимальная
величина возвышения – 150 мм. Если по расчету получается ббльшая величина, то
принимают 150 мм и ограничивают скорость движения в кривой до:
(6.17)
Обычно
возвышение наружного рельса устраивают его поднятием путем увеличения толщины
балласта под наружной рельсовой нитью. Однако в ряде случаев целесообразно
поднять наружную нитку на V2 расчетного возвышения и на такую же
величину опустить внутреннюю нитку. В этом случае улучшается комфортность езды
пассажиров и уменьшаются динамические воздействия на путь.