6.1 Нормы уширения рельсовой колеи в кривых и возвышение наружной нити.

Номинальная ширина рельсовой колеи на прямых и кривых участках измеряется на уровне 13 мм от поверхности катания колеса по рельсу. Уширение рельсовой колеи в кривых осуществляется сдвижкой внутренней нити к центру кривой.

Переход от нормальной ширины колеи на прямой к ширине колеи на круговой кривой осуществляется в пределах переходной кривой, а при ее отсутствии – на прямой с номинальным отводом 1 мм/м (1 промилле).

В настоящее время на дорогах стран СНГ одновременно действуют нормы ширины и уширения рельсовой колеи на линиях с номинальным размером ширины колеи S=1520 мм и 1524 мм. Это связано с тем, что нормы ширины колеи в кривых для колеи с номинальным размером 1520 мм рассчитаны с учетом обеспечения свободного вписывания массового вида экипажей – грузовых четырехосных вагонов с жесткой базой L=1850 мм и принудительного вписывания длиннобазовых экипажей – локомотивов.

На участках железнодорожных линий, где комплексная замена рельсошпальной решетки не производилась с 1970 г., допускается на прямых и кривых участках пути радиусом более 650 м оставить номинальный размер ширины колеи 1524 мм, а в кривых менее 650 м оставить уширенную ширину колеи. Это связано с тем, что в те годы массовый вид экипажей – двухосные вагоны – имели длину жесткой базы L=3890 мм, поэтому чтобы обеспечить свободную установку тележек с такой жесткой базой, требовалось уширение колеи, начиная с кривой R≤650 мм.

На участках железнодорожных линий и путях, где комплексная замена рельсошпальной решетки не производилась, с 1970 г. допускается на прямых и кривых участках пути радиусом более 650 м номинальный размер ширины колеи 1524 мм.

Действующие нормы ширины колеи приведены в табл. 6.1.

В кривых радиусом от 650 до 450 м ширина колеи – 1530 мм; от 449 до 350 м – 1535 мм; от 349 и менее – 1540 мм.

Ширина колеи Smax=1548 мм; Smin=1512 мм, а на участках с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г. Smin=1510 мм  – это предельно допускаемые размеры ширины колеи, обеспечивающие безопасный пропуск подвижного состава при условии исправного железнодорожного пути. При ширине колеи 1549 мм и более и 1511 мм и менее перегон закрывается для движения поездов.

При наличии бокового износа головки рельсов в кривых радиусом 1200 м и менее величина отклонения по уширению, не требующая устранения, может быть повышена на величину фактического износа внутренней грани головки рельса наружной нити, но не более чем на 15 мм. при этом ширина колеи не должна превышать значений, установленных для III степени отступления по ширине колеи [2, табл. 3.1].

При скорости движения 50 км/ч и более допускаются отклонения (допуски) по уширению +8 мм  и по сужению -4 мм, на участках со скоростью движения не выше 50 км/ч – соответственно до +10 и -4 мм.

Возвышение наружной рельсовой нити в кривой (англ. cant, амер. superelevation) применяется для компенсации центробежной силы, действующей на подвижной состав, движущийся по кривой. Это облегчает прохождение кривых и увеличивает допустимую скорость движения.

Преимущества

Ø Возвышение наружной рельсовой нити в кривой позволяет проходить кривую на большей скорости, что особенно актуально при малых радиусах кривых модельного пути.

Ø Кривая с возвышением наружной рельсовой нити выглядит более правдоподобно.

Ø Недостатки

Ø Если поезд длинный, а вагоны создают достаточное сопротивление движению или в хвосте состава есть тяжёлые вагоны, то существует опасность в тяге завалить состав внутрь кривой.

Ø На модулях в кривых, выходящих на универсальный фланец, возвышение наружной рельсовой нити не делается, т.к. это затрудняет стыковку с другими модулями.

 

 

Сайт создан в системе uCoz