12.8. Технология замены рельсов.

Существует 2 разновидности замены рельсов: одиночная и сплошная.

Одиночная замена рельсов

 Эта работа обусловлена необходимостью замены остродефектного рельса с критическими размерами дефекта. Для замены берется бездефектный замаркированный рельс из покилометрового запаса.

       Для одиночной замены используются старогодные группы I-A термически упрочненные рельсы, на путях 1—3-го классов без ограничений; группы годности I, 1-И, I-АИ, II дифференцированно с учетом группы и категории на путях 1—3-го классов; группы годности Н-И, III, Ш-И, III-T и Ш-ТИ, а также нетермоупрочненные рельсы I и II группы на путях 4—5-го классов.

 Старогодный рельс из покилометрового запаса должен по типу, длине и износу соответствовать заменяемому.

 На стадии окончательного восстановления бесстыковой плети с вырезкой дефектного места для новой вставки используются старогодные рельсы, подвергавшиеся обработке рельсошлифоваль-ными поездами, следующих групп годности — I-А-ШП (для путей 1— 3-го классов), II-ШП и III-ШП (для путей 4—5-го классов).

 Высота укладываемого рельса в торцах и ширина головки по рабочему канту не должны отличаться от аналогичных параметров смежных с ним лежащих в пути рельсов более чем на 1 мм.

 «Новый» рельс заранее подвозится к месту замены, выгружается внутрь колеи (допускается и на концы шпал) с соблюдением требований габарита. На период до собственно замены он закрепляется двумя костылями (или башмаками) на каждом конце и в середине при деревянных шпалах (или к междушпальным коротышам при железобетонных шпалах).

 Рельс транспортируют к месту смены дрезинами, на небольшое расстояние — двумя ручными съемными портальными кранами (рис. 8.28), оборудованными талями для подъема и опускания рельсов.

 До замены рельса может оказаться необходимым выполнение регулировки зазоров в тех случаях, когда в стыках заменяемого рельса имеются слитые (нулевые) или чрезмерно растянутые (конструктивные) зазоры.

 До начала «окна» для замены рельса, необходимая продолжительность которого обычно не превышает 15—25 мин, в подготовительный период четыре монтера пути в обоих стыках отвинчивают и снимают вторые и пятые болты (в шестидырных накладках), а на остальные восемь болтов (№№ 1, 3, 4 и 6 на каждом конце заменяемого рельса) после смазки их резьбы ставят дополнительные шайбы. При четырехдырных накладках все восемь дополнительных шайб в обоих стыках устанавливаются последовательно в каждом и полностью зажимаются гайками до прохода поезда. Другие четыре монтера пути очищают промежуточные скрепления от грязи, опробовают и смазывают клеммные болты (с предварительным ослаблением их гаек на 5—6 оборотов и последующим закреплением) при раздельном скреплении; опробовают (наддергиванием и обратно — добивкой) костыли, антисептируют костыльные отверстия на стыковых шпалах и ставят в них пластинки-закрепители.

 Рис. 12.33. Схемы укладки обходных перемычек при смене рельса: а — на участке с электротягой и автоблокировкой; б — на участке с электротягой без автоблокировки; 1 — сменяемый рельс; 2 — поперечные перемычки; 3 — изолирующие стыки (стрелками показано направление обратного тягового тока); 4 — продольный обходной провод

На электрифицированных линиях и на участках с автоблокировкой рельсы являются проводником сигнального и обратного тягового тока. С целью защиты монтеров пути от поражения электрическим током и обеспечения надежной работы рельсовых цепей на таких участках категорически не разрешается замена рельсов одновременно на обеих рельсовых нитях. Перед заменой рельса на соседних с ним звеньях укладывают и закрепляют струбцинами на подошве рельсов две поперечные медные перемычки (рис. 12.32, а) из провода сечением 50 мм2 при переменном токе и 120 мм2 при постоянном.

 На электрифицированных участках без автоблокировки устанавливают одну продольную обходную перемычку (рис. 12.33, б).

 Перед заменой рельса с изолирующим стыком поперечную обводную перемычку устанавливают только на одном звене с той же стороны от стыка, что и рельс, подлежащий замене (рис. 12.33).

 Заменять рельс, от которого необходимо отсоединять отсасывающие фидеры, можно только в присутствии представителя участка энергоснабжения. Отсоединение до замены рельса и затем подсоединение дроссельного усовика после замены рельса должно выполняться обязательно в присутствии механика СЦБ от дистанции сигнализации и связи.

 Рис. 12.34. Установка перемычек при смене рельса в изолирующем стыке: а — при постоянном токе; б — при переменном токе; 1 — изолирующий стык; 2 — заменяемый рельс; 3 — поперечная перемычка; 4 — перемычка, соединяющая средний вывод дросселя с рельсом

 В основной период — в «окно», после ограждения места замены одиночного рельса сигналами остановки, работы выполняют в следующем порядке. При костыльном скреплении производят установку поперечных перемычек; разболчивание стыков; расшивку заменяемого рельса и выкантовку его в наружную сторону от колеи; надвижку нового рельса; постановку смазанных мазутом накладок и сболчивание каждого стыка четырьмя болтами; установку стыковых соединителей; пришивку нового рельса по шаблону (с забивкой по одному внутреннему основному костылю на каждом конце промежуточных шпал и двух основных костылей на стыковых шпалах); добивку наддернутых основных наружных костылей; установку противоугонов; снятие поперечных перемычек; снятие сигналов ограждения места работ.

 По завершении основных работ движение поездов открывается с установленной скоростью.

 В состав заключительных работ после «окна» входят: забивка третьих основных костылей на стыковых шпалах; смазка и постановка 2-го и 5-го стыковых болтов; подтягивание 8-ми гаек на болтах обоих стыков.

 Рис. 12.35. График основных работ по смене рельса типа Р65 длиной 25 м при костыльном скреплении, выполняемых бригадой из 14 монтеров пути (м.п.): 1 — наддергивание наружных костылей (8 м.п. № 7—14); 2 — установка поперечных перемычек (2 м.п. № 5, 6); 3 — снятие стыковых болтов и накладок (4 м.п. № 1—4); 4 — сдвижка и уборка с пути сменяемого и надвижка нового рельса (14 м.п.); 5 — установка накладок и сболчивание стыков (4 м.п. № 1—4); б — пришивка рельса с забивкой по одному основному костылю внутри колеи и добивкой наддернутых наружных костылей (8 м.п. № 7—14); 7—снятие поперечных перемычек (4 м.п. № 1—4)

 

 

 Рис. 12.36. График основных работ по смене рельса типа Р65 длиной 25 м при раздельном скреплении, выполняемых бригадой из 14 монтеров пути (м.п.): 1 — установка поперечных перемычек (4 м.п. № 1—4); 2 — отвертывание гаек клеммных болтов и снятие клемм с болтами (10 м.п. № 5—14); 3 — снятие болтов в стыках и накладок (4 м.п. № 1—4); 4 — сдвижка и уборка с пути сменяемого и надвижка нового рельса (14 м.п.); 5 — постановка накладок и сболчивание стыков (4 м.п. № 1—4); 6 — установка клемм с болтами и завинчивание гаек клеммных болтов (10 м.п. № 5—14); 7 — снятие поперечных перемычек (4 м.п. №1—4)

Сплошная замена рельсов (PC) производится для оздоровления и усиления рельсовой колеи во время среднего ремонта пути, в период между усиленными капитальными ремонтами бесстыкового пути с железобетонными шпалами на участках с грузонапряженностью более 50 млн. т. Сплошная замена рельсов предусматривает: замену дефектных и переборку остальных деталей скреплений, сплошную очистку щебеночной призмы, планировку и очистку водоотводов, выправку и подбивку пути с постановкой на проектные отметки в профиле и плане и другие работы, сопутствующие среднему ремонту пути.

Основным критерием назначения сплошной замены рельсов на новые или старогодные является такой же по количеству одиночный выход рельсов, а также количество дефектных рельсов, как и при назначении соответственно усиленного капитального или капитального ремонтов пути. Вид сопутствующих работ, количество элементов скреплений и шпал, требующих замены, определяются по результатам осмотра пути.

Сплошная замена рельс может иметь несколько разновидностей по составу работ.

Сплошная замена рельсов новыми, сопровождаемая работами в объеме среднего или усиленного среднего ремонта пути, выполняется в период между усиленными капитальными ремонтами бесстыкового пути с железобетонными шпалами на участках с грузонапряженностью более 50 млн. ткм брутто /км в год. Она включает в себя сплошную замену рельсов и скреплений и комплекс работ в объеме усиленного среднего или среднего ремонтов пути.Сплошная замена рельсов старогодными на участках проведения усиленного среднего ремонта на железобетонных шпалах в случаях, когда на фронте работ имеются участки с рельсами с суммарным выходом в остродефектные. В этом случае на участках замены рельсов производится замена дефектных скреплений. Сплошная замена рельсов старогодными на участках с рельсами типа Р65 без термической обработки или типа Р50 и легче и здоровым шпальным хозяйством и балластным слоем. В этом случае замена рельсов сопровождается подъемочным ремонтом пути.

Дополнительная сплошная смена рельса в кривых участках новыми или старогодными назначается по величине бокового износа их головки, регламентированной Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути и сопровождается подъемочным ремонтом или планово-предупредительной выправкой.

Сплошная замена металлических частей стрелочных переводов должна совпадать по времени со сплошной заменой рельсов при условии пропуска по стрелочным переводам не менее 2/3 нормативного тоннажа и наличии негодных брусьев в количестве не менее 2/3 от указанных в нормативных документах.

Сплошная смена рельсов новыми выполняется на главных путях и назначается при необходимости оздоровления рельсов или увеличения их мощности на участках с хорошим состоянием балластного слоя и шпал, а также при плановой смене рельсов в кривых участках пути.

Сплошная смена рельсов новыми назначается при необходимости замены лежащих в пути рельсов по износу рельсами того же типа, но не легче типа Р50, или в случаях перехода на рельсы более тяжелого типа при условии, когда состояние шпал и балластного слоя не требует еще специальных оздоровительных работ. При наличии на участке смены рельсов стрелочных переводов их заменяют переводами, соответствующими типу укладываемых рельсов.

 Сплошная смена рельсов старо-годными предусматривается на главных и станциек ных путях, уложенных ранее рельсами легких типов, и является важным средством продления срока службы. Одновременно ведутся вьшравочные работы в объеме подъемочного или среднего ремонта пути.

 Сплошная смена рельсов назначается после пропуска по ним суммарного количества груза брутто, устанавливаемого в зависимости от типа верхнего строения пути. Снятые рельсы после ремонта перекладывают на менее деятельные главные пути, затем на станционные. Непригодные для ремонта рельсы отправляют как металлолом на металлургические заводы.

 Уборка рельсов съемными цепляет их после укладки на электрическими кранами системы роликовые опоры дрезины и Карпова.

Сплошную смену рельсов на железобетонных шпалах, а также и на деревянных при раздельном скреплении типов КБ, К4 производят обычно рельсами того же типа, что и лежащие в пути. При этом необходимо учитывать, что рельсы типов Р65 и Р75 имеют одинаковую ширину подошвы ( 150 мм) и потому взаимозаменяемы.

 Уборка рельсов съемными цепляет их после укладки на электрическими кранами системы роликовые опоры дрезины и Карпова. Сплошную смену рельсов, как правило, производят в теплый период, при незамерзшем балластном слое. Зимой смена рельсов может быть допущена только в особых случаях с отдельного разрешения МПС. При этом собственно смена может производиться при температуре не ниже - 15 С. Участки с разложенными рель-сами в зимнее время обязательно ограждают указателями препятствий для работы снегоочистителей и принимают меры по возможному сокращению сроков нахождения на пути неуложенных в путь рельсов и скреплений. Выправочные работы при замерзшем балластном слое осуществляют укладкой деревянных карточек.

 Сплошную смену рельсов с применением укладочных кранов выполняют на закрытом перегоне.

 При сплошной смене рельсов длинномерные рельсовые плети или рельсы, сболченные в плети длиной 400 м и более, подготовленные для замены изношенных, расположенные как внутри колеи, так и на концах шпал, обязательно заземляют. Затем замкнутые таким образом накоротко рельсовые плети присоединяют к одному из путевых рельсов поперечной перемычкой из медного троса того же сечения.

 При сплошной смене рельсов напряжение с контактной сети снимают, и контактную сеть заземляют посредством установки заземляющих штанг. Перемычки устанавливают и снимают монтеры пути.

 Заземление рельсовых плетей. При сплошной смене рельсов длинномерные рельсовые плети или рельсы, сболченные в плети длиной 400 м и более, подготовленные для замены изношенных, расположенные как внутри колеи, так и на концах шпал, обязательно заземляют. Затем замкнутые таким образом накоротко рельсовые плети присоединяют к одному из путевых рельсов поперечной перемычкой из медного троса того же сечения.

 При сплошной смене рельсов напряжение с контактной сети снимают, и контактную сеть заземляют посредством установки заземля-ющих штанг.

 При сплошной смене рельсов новыми, которые укладываются, как правило, только на главных путях, обязательно выполнение сопутствующих выправочных работ в объеме подъемочного или среднего ремонта.

 Раскладка новых рельсов в кривой перед сплошной сменой. Перед сплошной сменой рельсов лежащие в пути рельсы нумеруют по обеим нитям. При этом на одной из рельсовых нитей нумерацию наносят с индексом, чтобы при вторичном использовании рельсов ( если они не требуют ремонта) их можно было уложить в путь в той же последовательности, как они лежали прежде. Заранее очищают заусенцы на шпалах и затесывают шпалы под подкладки больших размеров, если укладывают более тяжелые рельсы.

 Работы по сплошной смене рельсов необходимо организовывать с минимальными помехами для движения поездов.

Все работы по сплошной смене рельсов делятся на подготовительные, основные и заключительные.

 При капитальном ремонте обязательна сплошная смена рельсов и скреплений новыми, а также сплошная смена шпал. При способе работ с путеукладчиками все укладываемые в путь старогодные шпалы подвергаются обязательному ремонту, что лучше всего выполняется в механизированных шпалоремонтных мастерских.

 При выборе участков для сплошной смены рельсов и капитального ремонта, кроме учета соображений об обеспечении должной устойчивости пути, следует учитывать намечаемые мероприятия по подготовке пути к пропуску мощных локомотивов.

 В комплексе работ по сплошной смене рельсов с успехом применяют также дрезины типов АГМУ и ДГКУ, но ими, как правило, только убирают после смены старогодные рельсы с перегона. При этом дрезина АГМУ может грузить рельсы только длиной 12 5 м, а дрезина ДГКУ, кроме того, и 25-метровые.

 При капитальном ремонте выполняются: сплошная смена рельсов новыми; замена металлических частей стрелочных переводов; сплошная смена шпал и переводных брусьев на железобетонные или деревянные с соответствующим усилением при необходимости эпюры шпал; очистка щебеночного балласта, замена загрязненного балласта других видов на глубину 25 см под шпалой или постановка пути на балласт с более высокой несущей способностью; постановка круговых и переходных кривых по проекту; улучшение элементов плана и профиля и расположения стрелочных переводов; оздоровление земляного полотна с ликвидацией пучин и других повреждений, уширение земляного полотна в местах, где недостаточна ширина обочины; ремонт водоотводных сооружений; ремонт мостового полотна, защитных устройств у конусов и русел малых искусственных сооружений; ремонт переездов; ликвидация негабаритных мест и другие сопутствующие работы.

 При капитальном ремонте выполняются: сплошная смена рельсов новыми; замена металлических частей стрелочных переводов; сплошная смена шпал и переводных брусьев на железобетонные или деревянные с соответствующим усилением при необходимости эпюры шпал; очистка щебеночного балласта на глубину 20 - 25 см; замена загрязненного балласта других видов на глубину не менее 15 см под шпалой или постановка пути на балласт с более высокой несущей способностью; постановка круговых и переходных кривых по проекту; улучшение элементов плана и профиля и расположения стрелочных переводов; оздоровление земляного полотна и его уши-рение в местах, где недостаточна ширина обочины; ремонт водоотводных сооружений; ремонт мостового полотна, защитных устройств у конусов и русл малых искусственных сооружений; ремонт переездов; ликвидация негабаритных мест и другие сопутствующие работы.

 Характеристика типов верхнего строения пути. При капитальном ремонте пути производится сплошная смена рельсов, постановка пути на щебень, а при наличии щебеночного балласта - заменяется примерно половина балласта, производится сплошная смена деревянных шпал и пополнение песчаной подушки.

 Участки, на которых намечается сплошная смена рельсов как отдельная работа, работники дистанции пути предварительно осматривают и определяют необходимые объемы выправочных работ.

 На отдельных направлениях и участках сплошная смена рельсов старогодными может совмещаться со средним ремонтом пути.

 Организационная структура путевой машинной станции. План капитального ремонта пути, сплошной смены рельсов и стрелочных переводов новыми разрабатывается дистанциями и службами пути и утверждается МПС по дорогам в виде титульных списков с указанием конкретных участков работ и их объемов, а также принятого типа верхнего строения пути.

 При незначительных объемах работ по сплошной смене рельсов и отсутствии путеукладчиков или рельсоукладчиков эти работы выполняют с использованием дрезин АГМу или ДГКУ и средств малой механизации. В этом случае после выгрузки рельсов на перегоне из обычного подвижного состава их развозят на тележках ПКБ и раскладывают для сболчивания в плети.

 На этом заканчиваются работы по сплошной смене рельсов, и ограничение скорости движения поездов отменяется.

 

 

Сайт создан в системе uCoz